О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 40
Коснувшись того, что относится к этому величайшему таинству, божественный Дионисий кратко излагает все в возвышеннейших словах и, просвещенный созерцаниями, предлагает совершенно ясные толкования. То же делает он и в отношении прочих таинств. А нам, немощным и последним из учеников его, как простирать взор к тому, что было ему открыто? Однако же, насколько в состоянии будем уразуметь то, что написано святым Дионисием и преемниками его благодати, а также и нашими божественными отцами, скажем, уступая вашей просьбе и для просвещения душ наших.
Попытаемся сказать обо всем, что совершается в предложении, стараясь, насколько возможно, открыть, какой смысл имеет каждое священное действие.
Итак, приступим во имя Христово.
47. Что означает нисшествие святителя с кафедры, а также священные одежды и облачение в них
Архиерей сходит с кафедры своей, что знаменует нисшествие Бога, и, совершив троекратное поклонение Богу, испрашивает благодати и силы на совершение божественной службы, показывая этим, что он – служитель Божий и Его силой служит тайнам Его.
Затем он облачается в священные одежды, которых семь по числу семи действий Духа: стихарь (подризник), епитрахиль, пояс, поручи, палицы, фелонь, или саккос, и, наконец, омофор. Все вместе они знаменуют вочеловечение Христово и все, что относится к тайне вочеловечения. В отдельности же каждая имеет свое особое значение.
Стихарь, обыкновенно белый, знаменует свет и чистоту Божию и то, что Господь создал и принял на Себя природу нашу беспорочно. Если же он пурпурный, то указывает на страдания, на то, что вочеловечившееся Слово пролило ради нас кровь Свою. Так называемые источники на стихаре знаменуют дары учения, а также и потоки крови Спасителя нашего. Поэтому только архиерейский стихарь имеет их, так же как и мантия[36].
Мантия – одежда, охватывающая и обнимающая все тело, – изображает промыслительную, и вседержительную, и всеохраняющую благодать Божию. А источники на ней означают различные струи учения, вечно источаемые двумя Заветами – Ветхим и Новым. Они символизируются также скрижалями[37], указующими, кроме того, и на открытое в груди, то есть в сердце, ведение Евангелия Христова, которое и при рукоположении святитель воспринимал на голову открытыми письменами[38].
Сюда могут быть отнесены и слова: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, то есть действия Духа, как учит само Священное Евангелие, когда говорит: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, прибавляя это, чтобы показать, что мы приемлем благодать, а не природу Духа: