Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных

1

В этом разделе святитель Симеон дает краткий обзор тем, которые будет затрагивать в своем труде.

2

См.: Сет. Симеон Солунский. Толкование о Божественном храме и о служащих в нем священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях, объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым христианам Крита.

3

В Католической Церкви миропомазание принимают в подростковом возрасте. Это называется конфирмацией.

4

Греческое слово χρῖσμα означает «масло» или «мазь». «Христос» с греческого буквально переводится «помазанный».

5

Греческое слово φιλοσοφία буквально означает «любомудрие» (любовь к мудрости). Святитель Симеон говорит здесь о том, что познание горнего выше всех прочих познаний, потому что именно в нем и заключена истинная философия.

6

Аналав (греч. ἀνάλαβο – «возлагаю») – четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста. К концам аналава пришиты шнуры, которыми он крепится к груди. Символизирует собой крест, который возлагает на себя монах, следуя за Спасителем. Аналав известен с IV века и первоначально имел сугубо практическое значение – ими перевязывались одежды монаха, чтобы они не стесняли движения во время работы. В настоящее время аналав – это принадлежность облачения великой схимы. Аналог аналава в облачении малой схимы называется параманом.

7

Куколь (греч. κουκόλλιον – «колпак») – остроконечный капюшон с двумя длинными полосами материи, закрывающими спину и грудь. Надевается поверх мантии. В Русской Церкви начиная с XVII века куколь является принадлежностью облачения великой схимы. Куколь белого цвета носит патриарх Московский и всея Руси.

8

Паллий (лат. pallium – «накидка»), или мантия, – верхнее облачение монахов малой и великой схимы. В древности он был одеждой бродячих философов, врачей, учителей, а в качестве монашеского облачения стал использоваться в IV–V веках. В настоящее время является также частью облачения архимандритов и епископов, которые надевают его во время торжественной церемонии входа в храм. Паллий архимандрита черного цвета, епископа – лилового, митрополита – синего, а патриарший паллий зеленого цвета.

9

Сандалии — часть облачения малой схимы. Во время пострижения монаха облачают, вместе с хитоном, параманом, поясом и т. д. также и в сандалии «во уготование благовествования мира, во еже скору быти ему и тщаливу на всякое послушание».

10

Имеются в виду свечи, которые возжигают во время совершения таинства соборования.

11

Обряды, которые затем описывает святитель Симеон, в настоящее время входят в состав чинопоследования таинства крещения. Различные действия, сейчас совершаемые священником в течение одной службы, в древности были разнесены по времени. Так, чин наречения имени совершался в 8-й день, молитва матери читалась в 40-й, чин оглашения совершался обыкновенно на 4-й неделе Великого поста (иногда несколько лет спустя). Отречение от диавола и сочетание Христу происходило в Великий Пяток. Собственно крещение, вместе с миропомазанием, получали на вечерне Великой Субботы. Чины 1-го, 8-го и 40-го дня, о которых далее говорит святитель Симеон, предшествовали чину оглашения и потому носят приготовительный к нему характер.

12

При этом читалась «Молитва во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего», которая до сих пор входит в чинопоследование крещения. «Назнаменование» и наречение имени являлось знаком того, что младенец становился оглашенным. С этого времени в древности начиналась его подготовка к принятию крещения.

13

Еврейское имя «Иисус» состоит из корней слов «Йахве» (Бог) и «шуа» (спасение) и означает «спасение от Бога» или «спаситель».

14

Младенец может быть уже крещен к этому моменту, если из-за слабости и опасности для его жизни над ним было совершено таинство крещения сразу же после рождения, с опущением чинов 1-го, 8-го и 40-го дней.

15

Здесь и далее святитель Симеон говорит о чине оглашения, который в настоящее время также входит в состав чинопоследования таинства крещения. В чин оглашения входят: молитва оглашения, молитвы запрещения злых духов, отречение от сатаны, сочетание Христу, чтение Символа веры.

16

В древности был обычай совершать заклинательные молитвы над взрослыми несколько раз, при каждом оглашении. Над взрослыми совершалось три оглашения, над детьми – одно, которое и вошло в современное чинопоследование.

17

В современном Требнике такого указания нет.

18

Начиная с этого места святитель Симеон излагает уже последование непосредственно крещения, которое состоит из четырех частей: освящения воды, освящения елея и помазывания им крещаемого, собственно крещения и облачения новокрещеного в белые одежды. На практике освящение елея часто опускается, поскольку он может освящаться заблаговременно.

19

Стих «Елицы во Христа крестистеся» звучит во время Божественной литургии вместо Трисвятого в праздники Рождества Христова, Богоявления, а также в Лазареву субботу, Великую Субботу и Пятидесятницу.

20

Великая Суббота была главным крегцальным днем в древнем Константинополе. Оглашенные принимали святое крещение во время долгого чтения двенадцати паремий, положенных на вечерне в этот день. Затем к началу литургии из баптистерия торжественной процессией они переходили в храм Святой Софии под пение 31-го псалма с припевом к каждому стиху «Елицы во Христа крестистеся». Здесь им преподавал таинство миропомазания сам Константинопольский патриарх.

21

Начальный возглас «Благословенно Царство», кроме крещения, предваряет богослужение еще только двух таинств – брака и Евхаристии.

22

Имеется в виду ветхозаветный обычай помазания елеем первосвященников, пророков и царей как знак сообщения человеку даров благодати.

23

Таинство миропомазания в Древней Церкви, так же как и сейчас, не было выделено в самостоятельное чинопоследование и с литургической точки зрения составляло вместе с таинством крещения единое целое. Чинопоследование таинства миропомазания состоит из следующих частей: помазание крещеного миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира («обряды восьмого дня») и пострижение власов. Однако освящение мира, совершаемое отдельно, также представляет собой составную часть чинопоследования таинства.

24

То есть в крестильную рубашку. Крещаемого, с начала чина оглашения стоявшего нагим, торжественно облачают в белое и возлагают нательный крест. Обычай этот берет свое начало в III веке.

25

Куколь, в который облачали новокрещеного, назывался также венцом и представлял собой головную повязку. Вместе с анаволием (крестильной рубашкой) он должен был носиться принявшим миропомазание в течение семи дней, по прошествии которых совершались так называемые обряды восьмого дня.

26

В древности непосредственно за совершением таинств крещения и миропомазания следовала литургия. Так как крестили всего несколько дней в году, то, как правило, это была праздничная литургия Великой Субботы, Рождества Христова и Богоявления, праздника Святой Троицы, Вознесения, Преображения, Входа Господня в Иерусалим и Обновления Иерусалимского храма.

27

Речь идет о так называемых обрядах восьмого дня. В настоящее время они совершаются непосредственно после миропомазания, входя в единое чинопоследование крещения.

28

То есть тропарь праздника Пятидесятницы, в котором воспоминается событие сошествия Святого Духа на апостолов.

29

В Русской Православной Церкви предварительное приготовление веществ для мироварения начинается в среду Крестопоклонной седмицы. Сам процесс варки мира начинается в Великий Понедельник и заканчивается в Великую Среду.

30

Перечень благовонных веществ, которые входят в святое миро, не был четко установлен. В разные века их количество варьировалось от 35 до 75. В настоящее время в состав мира, варимого Святейшим Патриархом Московским, входит около 40 веществ, среди которых оливковое масло высокого качества (основа мира), белое виноградное вино, которое необходимо для предотвращения возгорания масла, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масла.

31

Имеется в виду престол, на который после великого входа ставятся алавастры с миром.

32

То есть диакона и священника.

33

Практика поставления епископов исключительно из монахов стала всеобщей начиная с IX века, после победы над ересью иконоборчества. До тех пор кандидаты в епископский сан не должны были получать пострижение и даже могли состоять в браке и жить со своими женами. Обычай избирать епископов из монашествующих, в настоящее время повсеместно принятый Церковью, до сих пор не закреплен, однако, ни в каких канонических предписаниях.

34

Имеется в виду степень архиерейская.

35

См.: Сет. Симеон Солунский. О храме Божием и о служащих в нем. М.: Сибирская Благозвонница, 2016.

36

Стихарь архиерея (так же как и священника) называется подризником. Архиерейский подризник (еще его называют подсаккосником) отличается от священнического разноцветными полосами, нашитыми на рукавах, – гамматами, или источниками. Ленты, нашитые на архиерейской мантии, также называют источниками.

37

Скрижали — четырехугольные куски материи, пришивающиеся на мантию к груди и к полам. На верхних скрижалях чаще всего изображаются Серафимы или кресты, а на нижних – первые буквы сана епископа и его имени. Так, у Святейшего Патриарха Кирилла буквы, вышитые на нижних скрижалях, – ПК (патриарх Кирилл), на правой и левой соответственно.

38

Важной частью рукоположения епископа является возложение на главу хиротонисуемого разогнутого Евангелия текстом вниз, в то время как первенствующий архиерей возглашает совершительную молитву таинства.

39

Панагия (греч. παναγία – «всесвятая») – округлый образ, который епископ носит на груди. Чаще всего на нем изображают Богородицу, реже Спасителя, Святую Троицу, Распятие или кого-либо из святых.

40

Палица, или епигонатий (букв, с греч. «надколенник») – ромбовидный плат из материи. Одним своим углом он крепится лентой к правому бедру. В качестве богослужебной награды право ношения палицы может быть дано священнику.

41

При надевании правой и левой поручи соответственно.

42

Саккос (греч. σάκκος – «мешок», одежда из мешковины) в архиерейском облачении соответствует фелони. В символическом смысле это одно и то же облачение, о чем свидетельствует тот факт, что молитва на надевание фелони и саккоса одна и та же. До XI–XII веков единственным верхним богослужебным облачением и священника, и епископа была фелонь. У епископа она называлась также полиставрионом, или кресчатой ризой, потому что на ней вышивалось множество крестов (греч. noXvoxavpiov буквально означает «многокрестие»). Однако начиная с этого времени византийские императоры стали жаловать Константинопольским патриархам предметы царского облачения, в частности саккос, который впоследствии полностью заменил собой фелонь в облачении епископа.

43

То есть совершения проскомидии. Жертвенник, на котором она совершается, также называется предложением.

44

Имеются в виду слова святого Иоанна Предтечи Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29), которые повторяет совершающий проскомидию, надрезая просфору.

45

По контексту имеется в виду Великий пост. В этот богослужебный период одежды священников фиолетового или черного цвета.

46

То есть священники, отмеченные специальной наградой за свое служение. В Русской Церкви наперсный крест стал частью облачения священника начиная с 1896 года. До тех пор его позволялось носить лишь епископам и архимандритам. В настоящее время в Греции священники до сих пор не носят наперсного креста, который является особой богослужебной наградой.

47

Палица, бывшая в древности составной частью лишь епископского облачения, с XVI века носится также архимандритами и протопресвитерами, а начиная с XVII века ее как награду может получить игумен и протоиерей.

48

Здесь святитель обращается к католикам, которые служат на пресном хлебе и причащают мирян лишь Телом Христовым, не преподавая им Чаши с Кровью.

49

Идропарастаты (доел, «водоприносители» или «водопричастники») – прозвище членов гностико-аскетической секты энкратитов, которые столь строго соблюдали воздержание от мяса и вина, что даже Евхаристию совершали лишь на одной воде. Идропарастаты упоминаются в 32-м правиле Трулльского Собора в связи с армянами, которые использовали для совершения литургии одно вино, не смешивая его с водой. Это правило Трулльского Собора постановляет во время литургии вино смешивать с водой и запрещает служить на одном вине или на одной воде.

50

Несторий (V век) учил о том, что во Христе соединены два лица – лицо человека Иисуса и второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын. Согласно Несторию, Иисус Евангелий воспринимался как единая личность посторонними наблюдателями, не являясь таковой на самом деле. Соединение человека и Бога во Христе, таким образом, ничем принципиально не отличается, скажем, от единения Бога с ветхозаветными пророками и праведниками, разница лишь в степени этого единения. Это учение было осуждено на Третьем Вселенском Соборе в 431 году.

51

Литургия апостола Иакова – древнейший из дошедших до нас чинов литургии. Традиционно ее возводят к первому епископу Иерусалимскому – апостолу Иакову, брату Господню. Эта литургия до сих пор совершается на Востоке, а также в некоторых приходах Русской Православной Церкви 23 октября, в день памяти апостола Иакова.

52

То есть апостола Андрея, брата апостола Петра.

53

Имеются в виду святитель Агапит (Агапит I, | 536 г.) и священноисповедник Мартин (Мартин I, † 655 г.), папы Римские. Память их Православной Церковью празднуется 17 и 14 апреля соответственно.

54

В настоящее время на проскомидии читается лишь одна молитва, так называемая молитва предложения.

55

Так указано и в современном Требнике.

56

То есть малого входа с Евангелием.

57

В древности приготовлять хлеб и вино для Евхаристии было обязанностью именно диаконов. Начиная с XIII века появляется сложный чин совершения проскомидии, которая начала осмысляться уже как отдельное священнодействие. Это изменение было закреплено перенесением в алтарь места приготовления Даров и запрещением диаконам служить проскомидию. С этого времени она стала делом исключительно одних только священников.

58

Антифоны на литургии в древности имели вид, отличный от современного, и представляли собой стихи псалмов, перемежаемые молитвенными прошениями к Богородице или святым, например: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». В наши дни эта структура сохранилась лишь в так называемых будничных антифонах, а также в антифонах праздничных, звучащих в храме в дни двунадесятых праздников.

59

Гимн «Единородный Сыне», заключающий пение антифонов на литургии.

60

То есть псалмы, певшиеся в составе антифонов.

61

Двухсвечником.

62

Трехсвечником. Трикирий, так же как и дикирий, – принадлежность исключительно архиерейского богослужения.

63

Сопрестолие — седалища, которые устраиваются в кафедральных соборах на горнем месте, то есть в пространстве между престолом и восточной стеной алтаря. Посередине ставится кафедра – место для служащего архиерея, на которое он восходит в некоторые моменты богослужения.

64

Имеется в виду так называемое целование мира, которое в наши дни происходит в алтаре между священнослужителями перед пением Символа веры.

65

Отсылка к известному эпизоду из Книги пророка Исаии, где рассказывается, как один из Серафимов коснулся уст пророка горящим углем, который он взял клещами с жертвенника, посвящая его на пророческое служение (см.: Ис. 6, 6–7). Символом этих клещей традиционно считается лжица. Неслучайно священник, когда причащается сам и причащает диакона, произносит слова Серафима из этого места Книги пророка Исаии: «Се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит».

66

Имеется в виду возглас предстоятеля «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».

67

Имеются в виду слова «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», произносимые, когда хор поет: «Видехом свет истины».

Страница notes