О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 62
После священнодействия совершается поминовение всех ради спасительной Жертвы. Творится и воспоминание о святых, так как они пострадали за имя Его и ныне прославляются вместе с Ним. Преимущественно же воспоминается Пресвятая и единая Богородица, потому что и тогда и ныне Она была и есть общее спасение всему миру, и мы все воспеваем Ее, потому что через Нее надеемся получить спасение.
После воспоминания всех архиереем возглашается прошение, как бы заключение всех прошений, о том, чтобы Господь позволил нам едиными устами и единым сердцем прославить Его в Троице и чтобы милости воплотившегося, и отданного в жертву за нас, и священнодействуемого, и предлежащего Иисуса Христа, Великого Бога, были всегда с нами.
Затем священноначальник молится о даровании нам благодати сыноположения и просит, чтобы мы, по природе тварные и рабы, сподобились называть Отцом Небесного Бога, ради Его Единосущного Сына, уже принесенного в жертву в Тайнах и предлежащего.
После молитвы, преподания мира и преклонения главы (что показывает, что мы рабы Божии и едины в вере) возносится живоносный Хлеб, что является образом распятия Спасителя за нас, а также означает, что Сам Христос пришел и предал нам Себя. Потому что Он и распялся за нас, и таинственно являет нам Себя пострадавшим за нас.
Потому предстоятель и возглашает: «Вонмем», чтобы мы внимали таинству. А потом прибавляет: «Святая святым», показывая, что Распятый Свят и все, приобщающиеся Ему, должны быть святы. Все с верою взывают: «Един Свят, един Господь Иисус Христос», произнося исповедание, которое, как говорит Павел, будет и в будущем (см.: Еф. 1, 21). Потому что через сего Единородного Сына, воплотившегося и распятого, мы и освятились, и избавились от смерти, и получили бессмертие. Он же и тогда будет для нас предметом созерцания и наслаждения. Некогда мы умерли, прельщенные желанием быть равными Богу и стремясь прежде времени стать бессмертными и богами, а теперь восстали, и живем, и делаемся причастниками даров Божиих, и обожены. Обожены потому, что когда Бессмертный Бог воплотился за нас, принял образ раба и смертного, стал подобным твари, и истинно явился Человеком, и предал Себя в жертву за нас, то произошло событие, противоположное преступлению заповеди.
Итак, наше стремление стать богами через преступление заповеди было безумно, потому что невозможно нам, тварям, стать богами. Но домостроительство Бога Слова, единого Всесильного, истинно и благо и послужило к нашему спасению. Поэтому Он и тесно соединился с нами (что было сделано ради нас), и умер за нас плотню (что было верхом благости), и Своей смертью даровал нам бессмертие и славу Божества. Посмотрите же, какое это таинство!