Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 61

Далее следуют свеченосцы, и копьеносцы, и шествующий таинственно Христос – Хлеб Небесный и Чаша непрестанного веселия, животворная и нескончаемая радость. Тут Он созерцается как закланный Агнец, потому что тогда узрен будет одновременно и живым, и уязвленным. Одни узрят Того, на Кого покусились убийством, то есть богоубийцы. А мы, уверовавшие в Него, возрадуемся о Нем, потому что ранами Его мы исцелились (1 Пет. 2, 24).

Затем затворяются двери, потому что так будет и в будущем. И делается невидимым для предстоящих внизу и в отдалении то, что происходит вверху. Не всем открыты тайны, даже и тогда сокрыт будет для многих и лишь мало-помалу будет открываться Иисус. Потом врата отверзаются, как и тогда простирающимся вперед и более совершенным будет доступно соразмерное с их силами созерцание.

По возглашении исповедания и произнесении всеми Символа веры совершается и открывается Ангелам и людям свидетельство любви и единения через целование[64], потому что и тогда будет единомыслие и все будут друзьями и возлюбленными друг для друга. И Иисус, совершеннейшая Жертва, будет среди всех святых Своих, будучи для всех Миром и Единением, Священником и Священнодействуемым, всех объединяющим и со всеми соединяющимся. Впрочем, соответственно состоянию каждого, потому что не все непосредственно будут причастниками Его. Однако некоторые прямо и без покровов будут приближаться к Нему как священнодействующие и допущенные к созерцанию высших тайн.

67. О том, что на земле, как и на небесах, место занимают и приобщаются Таин по чину, внутри и вне алтаря, освященные и миряне

То, что это так, показывает при служении первый архиерей, приближаясь к таинственной

Жертве, касаясь и совершая ее и изображая Самого Принесенного в жертву за нас. Другие, через его посредство, участвуют в ней и ей приобщаются.

Поэтому и в алтаре епископы и священники, хотя они и сослужащие, не приближаются к ней, как это делает первенствующий. Другие, опять из освященных, занимают чин еще более низкий и не могут произносить того, что произносят высшие, и приступают к страшному причащению уже после названных, как священнослужители, имеющие степень подчиненную. После них занимают место перед священными дверями все прочие: иподиаконы, чтецы и певцы. Затем, также в соответствии с имеющимся чином, приобщаются монашествующие, потому что они имеют преимущество перед народом. Тотчас за тем – миряне, и тоже по порядку, потому что и они не все равны. Одни стоят в вере твердо, другие же суть кающиеся.

Все это по отношению к каждому из вступающих в общение с Богом показывает его чин и меру восхождения в духе, а также сообразность и соразмерность причастия. А лобзание вместе с исповеданием веры показывает согласие в Божием исповедании, мир и любовь. После лобзания совершается священнодействие Таинства призыванием Духа, потому что едина сила Троицы. Кроме того, в воплощении Сына Отец участвовал Своим благоволением, Сын был самодействующим, Всесвятой Дух – содействующим.

Страница 61