Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 60

Затем архиерей осеняет Священное Евангелие дикирием[61], указывая тем самым на два естества во Христе, Который по ипостаси един и неразделен. Потом, во время пения Трисвятого, при словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» опять совершает осенение – трикирием[62], потому что Троица тройственна по Лицам и едина по естеству, а также потому, что Евангелие озарило ведением о Троице, как светом, весь мир и познанием о двух естествах единого от Троицы – воплотившегося Христа.

Потом архиерей молится о возрастании [евангельского благовестил] – этого винограда живого и животворного, и веселящего, и свыше насажденного. Потом совершается восхождение на священное сопрестолие и кафедру[63], что представляет собой образ восшедшего на небеса Иисуса Христа, воссевшего одесную Отца. Вслед за тем идет божественное чтение Апостола, потому что Христос, вознесшись, послал учеников проповедовать Господа всему миру.

Затем, после «аллилуия», читается на амвоне Священное Евангелие, потому что его, отправившись на проповедь, проповедали апостолы. А так как проповедь об Иисусе Христе и евангельские слова – это слова Самого Христа, поэтому архиерей, как служитель Христов, во время чтения отлагает омофор. Но и до, и после чтения он преподает мир и благословение чтецу. Перед чтением – для того чтобы тот получил силу проповедовать, а после чтения – в награду за проповедь. Точно так же преподает он мир и благословение читающему апостольские вещания. Впрочем, преподает мир не сам, а через первого после него архиерея или пресвитера, потому что тогда они выступают как апостолы, а первый архиерей – как Христос.

Потому-то архиерей сам и преподает мир до и после Евангелия, что он изображает Христа, а они – до и после Апостола, потому что находятся в чине апостолов. И не сами по себе они делают это, но преподают мир, приняв благословение, потому что слово мира свойственно Христу и оставлено Им в наше наследие.

Тотчас после сошествия архиерея с сопрестолия совершается молитва за царей, потому что, победив мир проповедью, Христос призвал от неверия к вере, и основал благочестивое царство, и благословил через архиерейство.

Затем бывает изведение оглашенных, знаменующее собой отделение грешников от праведников в конце времен, после всеобщей проповеди Евангелия. Потому что после того, как проповедано будет Евангелие во всем мире, во свидетельство всем народам, наступит, по словам Писания, кончина мира (см.: Мф. 24, 14).

Потому, после великого исхода оглашенных, совершается и второй, великий вход, знаменующий собой Второе и со славою пришествие Христово с неба. Вот почему этот вход совершается с величайшей торжественностью – ради светлости той славы Господней, с которой Он тогда придет. При этом впереди несут омофор с изображением креста, что служит знамением пришествия Христова, которое тогда будет на небе, как написано (см.: Мф. 24, 30).

Страница 60