Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 41

(Ин. 7, 38–39). О чем Евангелие учит, говоря: Ибо еще не было на них Духа Святаго (Ин. 7,39)? О том, что Он и был, и есть, и будет по естеству и ипостаси, и всегда является Источником дарований. Но еще не были сообщены дарования Его, потому что еще не была принесена Крестная жертва, ибо это-то и значат слова: Потому что Иисус еще не был прославлен, так как Крест – слава Христова.

48. Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле

Итак, когда уже Христос принес Себя в жертву за нас, умер, воскрес и взошел на небо, тогда сошел Дух и мы получили благодать, и из сердец верных текут реки даров Его – именно это изображает мантия.

А крест или панагия[39], висящие на груди архиерея, – это как бы печать и свидетельство веры. Они для того и вешаются на груди, чтобы свидетельствовать об исповедании веры сердцем.

А жезл, который архиерей держит, означает власть Духа, силу утверждения народа в вере, пастырства над душами, путеводительства, наказания непокорных, привлечения к себе отдаляющихся (поэтому-то он имеет сверху ручки наподобие якорей), силу отражать зверонравных и злонамеренных людей. Наконец, он знаменует Крест Христов, который есть вместе с тем и знамение победы Христовой, которым мы и побеждаем, и утверждаемся, и путеводимся, и пасемся, и запечатлеваемся, и детоводимся, и привлекаемся ко Христу, умерщвляя страсти, и прогоняем врагов, и хранимы во всем.

А то, что архиерею предшествует служащий, который несет зажженный светильник, означает сияние благодати, почивающей на архиерее, и силу преподания ее через его посредство и лицам священным, и всем прочим верующим. Потому что все дары подаются всем через архиерейскую благодать и ничто – без нее. Поэтому-то у святого Дионисия архиерей называется просвещающим и подражателем Отца светов и истинного Света – Иисуса, имеющим благодать апостолов, которые названы были светом мира.

Сверх того, предшествующий архиерею свет знаменует дар учительства, распространяющего свет познания Божия и добродетелей, а также – ангельскую, божественную, чистую и светлую жизнь священных мужей, и особенно учителей, о которых написано: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5,16). Означает светильник и то, что архиерей путеводит к свету, подражая Христу – Свету мира, как Он и сказал о Себе (см.: Ии. 12,46). Светильник означает также, что архиерей имеет в изобилии благодать Христову и ведет к ней тех, кто следует за ним.

Столько значений имеют эти вещи, и еще гораздо больше, смотря по тому, как кто способен рассуждать о предметах божественных.

Страница 41