О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 43
Диаконы же изображают Ангелов, послуживших Богу при тайне Его воплощения. С ними-то, идущими впереди попарно по образу небесного чина, которому подражают живущие на земле, архиерей совершает в молчании шествие к западу, сам идя позади. Этим знаменуется, что Спаситель жил смиренно и бедно в первое Свое пришествие и что перед лицом Своим послал по двое апостолов, которым соприсутствовали содействовавшие им Ангелы.
Итак, архиерей стоит с диаконами близ западных врат, изображая спасительное нисшествие Христа до земли и даже до ада. Нисшествие, которым избавил Он и живых, и умерших.
51. Какое значение имеет принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями и священниками и клириками перед облачением их в священные одежды и делаемый ими поклон
Священник, поклонившись сначала архиерею в знак подчинения и приняв благословение, совершает на жертвеннике проскомидию. Это делается для того, чтобы молитва предшествовала действиям божественным и чтобы испрошено было на них позволение. Потому-то иерей, взяв прежде всего благословение и поцеловав руку архиерея, идет священнодействовать, после того как то же самое сделают диаконы. Это совершается перед тем, как архиерей облачится в священнослужебные одежды.
Этим и священники, и архиереи, и все, обязанные делать это, свидетельствуют, что рукой первоархиерея они были рукоположены и стали архиереями, священниками и клириками, а также что они – причастники благословения и хранят смирение и порядок и приступают к Богу с благословения и позволения. Кроме того, каждый из них показывает таким образом, что будет совершать дело служения с покорностью и миром.
Итак, после позволения и благословения второй из священников отходит. Он совершает предначинательное священнодействие и занимает второе, после первого, место, или, лучше сказать, изображает собой преобразовательные гадания, дела и речи пророков, потому что говорит во время предложения[43] о заклании и смерти Христовой словами Исаии и прочих пророков. Во время приготовления Даров он символически изображает все дела Крестителя и говорит слова его перед пришествием Господним[44]. Креститель, когда крестил Христа, учил и проповедовал о Нем и служил Ему – а здесь служит второй из священников.
И вот, он отходит [для совершения проскомидии] и с прочими священниками облачается в священные одежды. Поклонившись три раза перед престолом и сам также помолившись о том, о чем молился архиерей, и поцеловав священную трапезу в знак любви к Богу и единения с Ним и в знак того, что от престола принял освящение, он так же, как и архиерей, благословляет и целует каждую из священных одежд, в которые облачается. Этим он показывает, что одежды освящены и освящаются Крестом Христовым, а когда надеваются, опять преподают освящение.