Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 33

40. О священнодействии святого мира

На следующий день, то есть во Святой и Великий Четверток, вливается это миро в особенный сосуд, называемый алавастром во образ мира, излитого на главу Иисуса сестрой Лазаря Марией или женщиной-блудницей.

Покрыв священным покровом, его ставят на жертвеннике во время совершения проскомидии. После начала Божественной литургии, когда совершается великий вход, впереди идет смотрящий за благочинием, потом чтецы со свечами, знаменующие Божественный свет Духа, затем – первый из священников, держа в руках алавастр мира и изображая самую благодать Духа. Держит его именно первый из священников, как совершеннейший.

Впереди него, по сторонам и сзади, шесть диаконов держат двенадцать крыльев, как говорит великий Дионисий, – то есть рипид. Они знаменуют божественные ангельские силы и естество их разумное и бесплотное, так как и Серафимов, и Херувимов пророки видели с крыльями. И как те закрываются, приемля благодать, так же и мы должны делать, что и изображаем упомянутыми крыльями. В скинии Ветхого Завета над кивотом, заключавшим в себе сень грядущих благ, были изваяны и иссечены Херувимы. Они покрывали его своими крыльями в ознаменование святости и того, что в нем содержались каменные скрижали со словами Божиими. Точно так же и здесь: над миром, над Святыми Дарами и священной трапезой[31] подъемлются эти рипиды, как над предметами, заключающими в себе нечто высшее, или, лучше, содержащими вместо тени – истину.

В той скинии все было прообразом: опресноки – Хлеба жизни, кровь и приношение бессловесных жертв прообразовывали Кровь Бога Слова, елей помазания был предвестием дара Святого Духа. А здесь – истинный Хлеб жизни, самое Тело и Кровь Христова, непрестанно за нас изливаемая, и помазание дара Животворящего Духа.

За диаконами, держащими двенадцать крыльев, то есть рипиды, идут прочие диаконы попарно, как велит обычай, предшествуя святыне. Остальные чины идут следом. Крыльев двенадцать – по числу двенадцати учеников, которых освятила благодать Духа в начале христианства, а отчасти – по образу двух Херувимов, бывших в скинии и имевших двенадцать крыльев, как сказано: У каждого из них по шести крыл (Ис. 6, 2). То же написано и о Серафимах, хотя некоторые пишут Херувимов с четырьмя крылами, а Серафимов с шестью, объясняя, что эти последние принадлежат к более высокому чину, чем Херувимы. Церковь, будучи выше закона, изображает их шестикрылыми и имеет двенадцать рипид вместо двух Серафимов.

Итак, когда чтецы выйдут, диаконы, держащие крылья, стоят по обеим сторонам пресвитера, держащего миро, воздавая ему честь и как бы приосеняя его. Когда же он достигнет святых врат, патриарх сходит со священного подножия (у престола), берет миро из рук пресвитера и возлагает на священной трапе́зе, воздавая большее чествование миру, чем даже Дарам – либо потому, что в это время они еще не освящены, либо, может быть, потому, что миро более освящено молитвами. Потому что, хотя Дары освящены и предложены Богу, но еще не совершены и суть дары вместообразные, а миро, хотя также еще не освящено, но уже дважды приняло молитвы от архиерея и было благословлено им. Или (предположу) так делается потому, что оно бывает нужно раньше, так как миро принимается прежде причащения, – ведь мы прежде помазываемся миром, а только потом причащаемся Таин. И престол прежде освящается миром, и лишь потом совершается на нем священнодействие литургии. Потому что прежде нам необходимо освятиться, и тогда уже принять Святого.

Страница 33