О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 32
Все это передано от апостолов крещающимся во Христа, а возложение рук и призывание благодати предоставлено рукополагаемым в священный сан. Они приемлют прежде, в крещении, и это помазание и уже имеют его как помазание Христово, как печать и дар Духа. А через возложение архиерейских рук принимают и рукоположение, соответственно сошествию Духа в виде огненных языков, как говорит Писание: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго (Деян. 2, 3–4).
39. О приготовлении и варении божественного мира
Всесвятое миро освящается следующим образом. Святейший патриарх в сопровождении клира (так как он и есть источник священства и те, которые находятся при нем, от него получили и получают благодать священства) идет к месту, определенному для варения мира. Там, возложив на себя священную епитрахиль, которая знаменует даруемую свыше благодать Духа, и священный омофор, символизирующий воплощение Христово, он благословляет в Троице Бога. И таким образом молитва начинается чтением молитв «Царю Небесный», Трисвятого, «Пресвятая Троица» и «Отче наш». Потому что необходимо, чтобы в Божественных действиях Духа молитва служила началом и чтобы Дух Святой призываем был прежде всего, так как мы молимся, по слову Павла, только Духом Святым (см.: Рим. 8,15).
Когда патриарх скажет «яко Твое есть Царство», тогда читается тропарь «Благословен еси, Христе Боже»[28] и некоторые другие. Во время чтения тропарей патриарх вливает некоторое количество масла в сосуд, где варится миро, и благословляет его рукой в знак того, что с этого времени начинается священнодействие и что он служит вещам божественным.
Затем священнослужители приносят и остальное масло. При этом патриарх опять первый возжигает огонь, как служитель таинства Духа. Затем он произносит отпуст и уходит. Масло же для мира варится кем-либо благоговейным, знающим дело, и с величайшим вниманием. Варится оно исключительно в Великую и Святую Среду, когда евангельская блудница помазала Господа многоценным миром, о чем тогда же читается и Евангелие. Вот каким образом варится масло, знаменующее безмерное милосердие Божие. Тогда же истираются и приготовляются различные виды благовонных трав[29].
Когда варение масла приходит к концу, опять приходит патриарх и благовонные вещества, по его благословению, кладутся в варимое масло[30]. Они-то и знаменуют различные дары Святого Духа. Так приготовляется и варится миро. Патриарх делает отпуст и уходит, а миро остывает. Оно уже свято, по молитвам и благословению патриарха. Но оно еще не освящено священнодействием.