О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 34
Итак, возложив с левой стороны дискоса на божественную трапезу миро, патриарх совершает литургию. По освящении Святых Даров, сказав: «И да будут милости Великаго Бога», прежде чем диакон скажет: «Вся святыя помянувше», восходит на подножие святой трапезы и, открыв миро, знаменует его трижды.
Таким образом, миро делается уже освященным; и необходимо, чтобы при этом оно не было покрыто, но чтобы прямо и непосредственно приняло освящение.
41. Изъяснение молитвы о мире
Знаменовав миро, архиерей нисходит, преклоняет голову и читает первую молитву «Господи милосердия и Отче светов».
Видишь ли теперь, что елей есть символ милости Божией? А все другое, что входит в состав мира, служит образом Божественных даров. Но вот оно и действительно приемлет самую благодать Духа, потому что архиерей вспоминает Того, от Кого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1,17). Он говорит Ему: «Ты даровал сие миро и в законе, и пророкам, и апостолам Твоим. Ниспосли на него Духа Твоего Святого и сотвори его помазанием царственным, даром духовным, освятительным для душ и телес».
Вот поистине освящаемое миро: оно подает освящение Духа. Вот елей радования, который весьма выразительно называется елеем как дар милости Божией, предпосланный еще в законе. Вот чего прообразом было миро подзаконное и что в полном свете явилось в Завете Новом.
Видишь ли, насколько более явственным предстает миро в благодати, когда обильно преподается нам дар Святого Духа? В законе помазуемы были священники и первосвященники, пророки и цари. И они подлинно воспринимали начаток Духа, как, например, Моисей и семьдесят мужей, которые приняли от Духа, бывшего на нем; как Аарон и Самуил, а также Давид, принявший Духа через помазание после того, как Саул, приняв помазание, согрешил, и другие, следовавшие за ними.
«Имже, – говорит архиерей, – помазал Ты и самих апостолов Твоих». Видишь ли теперь, что сошествие Духа на них было для них святым помазанием? «И всех, которые до дня сего возрождены были банею пакибытия от преемственно следовавших друг за другом епископов и пресвитеров». Вот, не первосвященники только, священники, пророки и цари приняли божественное миро, но и все, крестившиеся во Христа и сделавшиеся помазанными Господними. Потому все верные (если только хранят себя во святыне) обладают благодаря этому помазанию силой и пророчествовать, и совершать исцеления, и изобилуют многими другими дарованиями Божественного Духа.
«Ей, Господи Боже Вседержителю, освяти наитием покланяемого и Святого Твоего Духа». Опять архиерей молится о наитии Всесвятого Духа, потому что все бывает в нас от Отца Словом во Святом Духе. И как