Размер шрифта
-
+

О природе людей - стр. 58

В материальном производстве, красота, тоже не ставшая ещё главной его целью, появляется только, как неожиданный результат целесообразной деятельности, направленной на производство совершенных по своей структурной организации продуктов, отвечающих их функциональному назначению, поскольку совершенство и красота совпадают. Высшая степень совершенства, недостижимый идеал.

Поэтому красота, как отражение отношения ко всёму тому, к чему стремится человек, в своём самоутверждении в окружающей стихии, появляется во всех сферах его деятельности, – там, где её, совсем не ждёшь.

Советский писатель, во время войны, военный корреспондент газеты, К. Симонов, рассказал о небольшом эпизоде его корреспондентских будней, происшедшем с ним в госпитале устроенном в скале, на Кольском полуострове.

Суть рассказа в следующем. Начальник госпиталя, с радостью встретив корреспондента, предложила показать ему нечто необычное, и подвела его к окну госпитальной палаты. Взглянувшему в него, Симонову, стало не по-себе.

На столе, в окружении людей в белых халатах, лежал раненый, обе ноги которого, почти от пят до паха, были распороты. А начальник госпиталя, с эмоциональным подъёмом, приговаривала: Вы только посмотрите, какие они розовые! Вы только посмотрите, какие они красивые! А после рассказала, что некоторое время тому, поражённые гангреной ноги солдата, хотели ампутировать, но пожалели и решили бороться с гангреной. Многодневный труд, труд физический, труд умственный, труд нравственный, к великой радости всех, увенчался успехом, – гангрена отступила.

Доставляющая чувственные наслаждения, красота, не удерживается в узких рамках существующих общественных отношений и материального производства, а выделяясь из них, становится самостоятельной идеальной потребностью, удовлетворяемой своим производством, – искусством.

Поиск и производство красоты, во всех сферах человеческого бытия, осуществляется всеми деятелями, в меру их творческих возможностей. Но разделение общественного труда, коснулось и этой стороны общественной деятельности, выделив из неё, занимающихся профессионально её производством, в форме предметов искусств, – художников.


Профессиональная деятельность художников, выросла из первобытных имитационных и магических действий первобытных охотников и собирателей. Имитация действий и магия, с появлением понятийного мышления и началом изменения мировоззрения, начинают терять своё первоначальное назначение. Однако, сопровождающие их, чувственные и эмоциональные переживания, приносящие наслаждения, и играющие важную роль в организации совместных действий, уже становятся потребностью.

Страница 58