О природе людей - стр. 59
Имитации производственного назначения, превращаются в народные игры, приуроченные к знаменательным событиям, – праздникам. Хотя народные гулянья, теряя своё первоначальное ритуальное назначение, становятся развлечением, но в их содержании, отражается былая и текущая хозяйственная жизнь, и религиозные представления.
Разделение труда, развитие и обособление профессиональных знаний, не обошло стороной народные игры и развлечения. И из единого игрового действия, отдельные его элементы, участниками действий, выделяются, и превращаются в отдельные, самостоятельные отросли, в производство предметов искусства.
А сами они становятся профессиональными художниками. Первыми, по всей видимости, выделились эпические сказания, поэзия, а затем хореография и театр.
Поскольку красота, это отражение осознанного отношения к особенному значению, то производства её, и сводится к производству материального предмета особенного содержания, чувственное отношение к которому художником, и отражается красотой, а единственное назначение его, – передать это чувство, соискателям красоты.
Освоение красоты значений, оказывает обратное воздействие, – воздействие, на осознание самих значений. Искатели красоты, воспринимая отображённую в произведениях искусствах красоту проявлений жизни, часто и не подозревая об этом, осваивают их значения, или изменяют к ним свое отношение, – в этом, и общественное значение искусства. А для того, чтобы такое освоение оказывало прогрессивное воздействие, мировоззрение художников, тоже должно быть прогрессивным.
Искусство, воспроизведя в материальных предметах красоту, становится «письменностью» чувств, ускоряющую их распространение не только среди современников, но и потомков, чувственно обогащая их.
Создание художниками предметов искусств, начинается с осознанного или интуитивного постижения какого-то особенного значения, воспринимаемого красивым, которое и побуждает их, к идейному замыслу, – к отображению значения, в красивом содержании материального предмета; к объединению в нём значения и красоты. А для того чтобы содержание предмета стало красивым, необходима и соответствующая этому его чувственная форма. Создание такой формы, и становится творческой задачей художника.
Создание, производство предметов искусства, как и любое другое производство вещей, требуя вещного материала, требует ещё и идеального, чувственно воспринимаемого. А такой материал, и создаёт в своём развитии психика.
Интонация голоса и речи говорящего, выражения лица, глаз, характерные позы тела, жесты и движения, без особого труда, позволяют судить об эмоциональном состоянии человека, и его чувственных переживаниях. Эти внешние признаки психического состояния, и вызывают у людей в общении, соответствующие им эмоции и сопереживание. Сам характер общения людей, и даже значительные события в жизни общества, также вызывают эмоциональные и чувственные сопереживания. Эти сопереживания, и воспринимаются, как «познание» человека человеком, – «познание чувством», «познание сердцем».