Размер шрифта
-
+

О природе людей - стр. 60

Природа, своей гармонией красок и звуков, симметрией и пропорциями пространственных форм, уже на уровне первичной психики, оказывает психическое воздействие на человека, но высшие, чувственные отношения к ней, эстетические, возникают только тогда, когда осмысливается её значение, когда она очеловечивается.

Внешние признаки психического состояния людей и состояния природных явлений, и становятся тем идеальным материалом, из которых и формируется художником содержание его произведения. Используя их, как отдельные чувственные элементы, он и создаёт чувственный образ, воспроизводящий часть и момент реального или фантастического бытия, содержащего значение, отвечающего его идейному замыслу.

Необходимые для этого, реальные, чувственно освоенные элементы, метафорически соединяются со значением, подлежащим чувственному освоению, чем и осуществляется перенос уже освоенных чувств на значение.

Созданный образ, способный вызвать чувственное переживание идейного замысла его создателя, становится художественным образом, а его произведение, художественным произведением. Чувственно освоенное художественное произведение ценителями искусства, и воспринимается, как его «понимание», и как «понимание» его творца. А для этого художник, должен считаться с познавательными и эстетическими достижениями современников, и его произведение, по идейному содержанию и художественному оформлению, должно быть, всего лишь, на полшага впереди их возможностей, иначе он, будет понят только через столетия, тогда, когда его произведения, потеряют актуальное общественное значение.

Осознание значения необходимого для общественного прогресса, нередко вызывают затруднение, тогда как обратное, в проявлении жизни, очевидно. В этом случая художник, ставит перед собой противоречивую задачу: создать привлекательное по форме произведение, но содержание которого, чувствами, отталкивало бы соискателей красоты, от негативных явлений жизни, и таким образом приобщало бы их, к борьбе с безобразным, и к поиску прекрасного.

Поиск и создание красивого образа, соответствующего идейному замыслу художника, доставляет ему немало творческих мук, но и каждый удачный шаг трудного поиска, приносит ему момент наслаждения, не только найденным, но и осознанием своих творческих возможностей. Отказ от творческих мук, был бы для художника, и отказом от творческого счастья, был бы для него творческим самоубийством, убийством в себе человека, на что он, пойти не может. Счастье, в муках творчества, для него, естественное проявление жизни.

Страница 60