О природе людей - стр. 57
Познание окружающего мира явлений, начинается практической деятельностью, и начинается познанием единичных, общих и особенных, свойств вещей. И не останавливаясь на этом, продолжается поиском сущности явлений; продолжается познанием содержания вещей, их связей и отношений; познанием причины, необходимости и закона.
Познанные и освоенные законы, структурной и временной связи в явлении, противопоставляясь беспорядку стихии и хаоса, из которого человек стремится вырваться, приобретают для него, общее практическое значение. – Значение, в освоении мира: гармонией, соразмерностью, порядком, устойчивостью и динамичностью. – Всем тем, к чему он, как к необходимости, и направляет свою деятельность.
А эти имеющие значение общие, в явлении, представлены, – соединяющими в себе общие и отдельные свойства, – отдельными вещами, которые в мышлении, и выделяются как особенные. К этим особенным, и развивается особенное, чувственное отношение.
В частности, все цветы растений различных видов, объединяет, то общее, что их структурная организация определена законами, выделяющими их из беспорядка. А цветок отдельного вида, выделяясь в явлении неповторимостью своей структурной организации, по своим, особым законам, и представляется индивиду, особенным. Но особенность цветка, как и других вещей, не имеющая биологического значения, непосредственно, не вызывает к нему чувственного отношения. А рождается оно, в форме красоты, в совместной чувственно-эмоциональной, практической деятельности людей.
Красота, как особенное чувство к «особенному», это идеальный продукт, произведенный совместной деятельностью людей. Это качественный, революционный скачок в развитии чувственного отношения к внешнему миру.
Доставляя чувственное наслаждение, красота, становится жизненной необходимостью, побуждающей к её поискам. С деятельного поиска красоты, восприятия и утверждения, во всех её проявлениях, и начинается, эстетическое освоение мира. Начинается освоение мира, по законам красоты.
Но, даже современное общество, не даёт никакой надежды на то, что в обозримом будущем, красота, станет всеобщим мотивом его деятельности.
В классовом обществе, с его неравенством, осуществить красивые общественные и личные отношения, вообще проблематично. Например, для устойчивого продуктивного хозяйства рабовладельца, к чему он стремится, имеет значение и отношение его раба к труду и к господину. Ему желательно, чтобы раб, не только исполнял волю господина, но и, проявляя инициативу, освобождал его от малопривлекательных забот. Такое отношение раба к своему господину, было бы для него приятным и красивым, как и сама жизнь. Но много ли, таких рабов.