Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 40
Чехов М. А.
Что в принципе отличает художественное дарование от бездарности? В первом случае человек чутко, как локатор, воспринимает всё, что видит, слышит, наблюдает вокруг себя. Отбирая, он – здесь главное! – делает это своим: ассимилирует воспринятое, творчески перерабатывает в себе, а не просто загружает в себя как в багажную камеру. У талантливого человека все накопления творческие, у малоодарённого – механические.[80]
Шафран Д. Б.
Наибольшим злом современного музицирования следует признать недостаточную силу воображения наших артистов: музыкант легче справляется с инструментом, на котором он играет, чем с произведением, которое он должен исполнять (разрядка составителя).[81]
Шерхен Г.
Безусловно, процессы происходящие в подсознании, самым серьёзным образом влияют на работу (…) – я имею в виду прежде всего различные ассоциации, воздействующие на музыкальную мысль. Но как? Каким образом? Какими путями? При каких условиях? Всё это сплошная загадка.[82]
Шнитке А. Г.
3. Способности. Талант
Людей, которые были бы ни к чему не способы, практически нет. Есть люди, которые не смогли найти своё место в жизни, не смогли использовать те задатки, которые были даны им от природы.[83]
В искусстве разделяет не направление, а дарование.[84]
Бузони Ф.
Талант – это право на вход в мастерскую.[85]
Вертинский А. Н.
…Идеал достигается тогда, когда искусство артиста нравится в одинаковой мере и любителям и профессионалам, и широким кругам слушателей, и опытным, искушённым членам жюри конкурсов. Когда это искусство одинаково впечатляет и при непосредственном восприятии, и в грамзаписи. Когда найдена необходимая мера между внутренней свободой, с одной стороны, и безупречностью сценического поведения с другой. Но как же трудно даётся этот творческий «баланс»![86]
Власенко Л. Н.
Я вижу ряд качеств, которые требуются исполнителю: пианизм, темперамент, логическое мышление, вкус, внутренняя культура, отличная память, воображение, сценическая выдержка, любовь к эстраде (то «наркотическое состояние», которое владеет людьми, призванными к сцене – на концерте они играют, подчас, лучше, чем в классе).[87]
Горностаева В. В.
…Думаю, что если музыкант талантливый, он может дойти до гениальности. А человека с посредственными данными можно «довести» до хорошего и даже отличного уровня.[88]
Дружинин Ф. С.
…Музыкант – самый терпеливый из людей и факты доказывают, что если бы для завоевания каких-то веточек лавра дело шло только о труде, почти все музыканты были бы награждены ворохами лавров. (…) Однако гениальное терпение столько же отличается от терпения гения, сколько воля гения от гениальной воли.