Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 39
Ц. Г. М.
Фактически все музыканты-практики (а это обстоятельство само по себе симптоматично) говорят о важной роли поэтических параллелей и ассоциаций в их творческой деятельности. (Возможно, для композиторов их значение еще более велико). Ассоциативно-образные связи, яркие художественные аналогии лучше всего остального могут опоэтизировать мысль музыканта, разбудить его творческую фантазию, оживить интуицию. Иногда эти ассоциации выступают как чёткие, рельефно вырисовывающиеся перед внутренним взором «видения». В других случаях они уходят на уровень подсознания, таятся где-то в глубинах психики, создавая у человека ту или иную настроенность, окрашивая его переживания в определённые эмоциональные тона.
Разумеется, у каждого индивидуума свои методы работы, свои подходы к творчеству. В отношении ассоциаций и художественно-образных параллелей – тоже. Но, повторим, не будет ошибкой сказать, что большинству музыкантов ассоциации помогают выйти из сферы обыденного и привычного. Помогая подняться над ремеслом, они дают возможность (тут – главное!) включить в исполнение образы памяти, фантазии и воображения и, тем самым, вызвать к жизни неповторимые эмоциональные ароматы, овеять ими музыку…
Человек, чуткий к художественным ассоциациям, отмечен обычно высокой культурой чувств и переживаний. (Хотя сказанное отнюдь не означает, разумеется, что такая культура отсутствует у людей, не обладающих развитым ассоциативным, живописно-образным мышлением). А ведь в музыкальном исполнительстве важна не только сила чувств, но и тонкость, разнообразие, рафинированная изысканность их. Важно не только и не столько «количество», сколько «качество» эмоций, о чем и идёт сейчас разговор.
Ц. Г. М.
…Я убеждён, что жизнь не может состоять исключительно из музыки. Не представляю ничего более ужасного, чем всегда слышать музыку, думать о музыке, исполнять музыку!
В жизни так много всего, что нужно ещё увидеть и оценить, и я чувствую: чем больше нового я смогу узнать, тем лучшим артистом я стану.[77]
Хейфец Яша.
Всё, что вы пережили в течение вашей жизни, всё, что вы наблюдали, видели, что радовало ваш взор, что вы любили или ненавидели, от чего страдали, к чему горячо и пламенно стремилась ваша душа, всё, чего вы достигли или что навсегда осталось для вас мечтой и идеалом, – всё это уходит в так называемые подсознательные глубины вашего «Я». Там оно (…) преображается в материал, из которого ваша творческая индивидуальность строит душу сценического образа.[78]
М. А. Чехов.
…Особый интерес представляют (…) два психологических процесса. Первый – выразить себя на сцене, второй – впитать в себя и накопить как можно больше всякого жизненного опыта, наблюдений и знаний. Несомненно, (…) чем богаче ваш опыт и познания, тем ярче становится ваша игра. Эти два процесса можно сравнивать с дыханием: выражая себя, вы выдыхаете, вбирая в себя – вдыхаете.