Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - стр. 4
К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К. Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.
Народная педагогика использовала для достижения своих целей:
• фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т. п.);
• народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);
• народный театр (Петрушка, скоморохи и т. п.);
• изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.);
• быт и межличностные отношения в семье.
Таким образом, еще в 60–70 гг. ХIX века народное творчество легло в основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного воспитания, и произошло соединение народной и теоретической педагогики.
Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта. Раскрывая преемственность современного воспитания и традиций народной педагогики, видный исследователь этнопедагогики Г. Н. Волков выделил четыре уровня качества овладения педагогами основами народной педагогики.
Первый уровень – наиболее простой и близкий народной педагогике – интуитивно-эмпирический. Он часто присущ даровитым непрофессионалам, но воспитателям по призванию. Это, как правило, люди, глубоко впитавшие в детстве дух народных традиций, хорошо чувствующие его и действующие в своей практике последовательно, хотя и неосознанно. Для них характерна простота применяемых средств, действенность методов, житейская мудрость принимаемых педагогических решений.
Второй уровень – эмпирико-целевой. У педагогов, относящихся к этому уровню, просматривается четко поставленная воспитательная цель – приобщение к народному художественному творчеству, традициям общения и поведения. Но избранный ими путь не подвергается анализу, осуществляемая стратегия и тактика действий не осмысливаются.
Третий уровень – системно-эмпирический. Отдельный воспитатель либо педагогический коллектив выстраивает достаточно стройную, последовательную систему воспитательной работы с интуитивно-эмпирическим выходом на преемственную связь с прогрессивными традициями воспитания и обучения детей.
Четвертый уровень –