Размер шрифта
-
+

Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции - стр. 7

Существующая в обществе убежденность в наличии некого стандартного набора моральных и правовых норм, которым нужно следовать, свидетельствует о наличии культуры. Культура не будет существовать до тех пор, пока члены сообщества не примут этих норм. Иными словами, отношение людей прежде всего к моральным нормам и принципам, приверженность им всего общества определяют, существует культура как таковая или нет. Вот почему культура как общественное явление обладает в значительной мере большей объективностью, так как мораль по своей природе не может существовать лишь в рамках индивидуальных предпочтений.[15]

Вместе с тем внутренние процессы конструирования человеком духовной реальности, состоящей из совокупности моральных ценностей, отражают его стремление к постижению культуры и выступают как движение к достижению гармонии с окружающим миром. Каждый человек распредмечивает и опредмечивает культуру избирательно, под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. Культура не является генетическим достоянием человека с его рождения, ее формирование происходит в течение всей человеческой жизни, поэтому в сложной динамике социокультурных изменений человек, не опирающийся на ценностные ориентации морали и права, теряет способность осознавать необходимость изменения стереотипов своей деятельности.[16]

В литературе встречаются попытки поставить между моралью и культурой некий механизм согласования этих понятий, называемый нравственностью. Такой подход вряд ли можно принять как допустимый. Мораль и нравственность – понятия тождественные и употребимы в одинаковом значении.[17] Но следует подчеркнуть важную особенность. Термин «нравственность» (от рус. «нрав») употребляется для подчеркивания прежде всего общественно полезных качеств человека. Напомним, что термин «мораль» употребляется чаще всего для оценки общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и в первую очередь с общечеловеческой точки зрения. В наиболее общей форме нравственную культуру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. Таким образом, нравственность (мораль) является важной составляющей частью культуры личности.

Профессиональная культура

Как уже отмечалось, культуру можно определить как усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой или сообществом, разделяются членами этого сообщества. Очевидно, относительно любой организационно-структурной системы общества, обладающей определенным «набором» профессиональных функций, допустимо говорить как о субкультуре, а точнее – как о профессиональной культуре.

Страница 7