Методология исследования политического: основные подходы и направления - стр. 26
Одним из ключевых пунктов юридического нормативизма является учение об «основной норме». Сторонники формальной юриспруденции склонны видеть в этом понятии некий «намек» на Конституцию как основополагающий источник права, закладывающий основы правового регулирования. Однако, на наш взгляд, такая трактовка отличается определенной зашоренностью, поскольку сам Кельзен никогда напрямую не связывал понятие «основной нормы» с основным законом государства. Анализ динамики взглядов австрийского правоведа позволяет заключить, что феномен «основной нормы» в его представлении лежит, скорее, в области политического, нежели правового.
С одной стороны, для Кельзена основная норма – это источник единства всей правовой системы, что соотносится с основными постулатами теории конституционализма. Но с другой стороны, «основная норма» по Кельзену находится в плоскости описанной выше «нормы познания» (понятие из области философского нормативизма), поскольку она являет собой «мысленное допущение», трансцендентально-логическое понятие, которое формируется посредством манипуляций на уровне «рацио» с целью формирования нормативных оснований существующего правопорядка, а значит и политического в целом. Специфика «основной нормы» заключается в том, что она по определению не может содержать нормативных предписаний (а значит, это уже не Конституция). Основная норма, априори будучи неким логическим конструктом или даже деонтологическим допущением, призвана сформировать в сознании социума некий логически обусловленный механизм, содействующий легитимации существующего правопорядка, и обосновывающий правомерность сформировавшейся в конкретных исторических условиях модели политического. В конечном счете Кельзен приходит к выводу, что «основная норма является не гипотезой, как я сам характеризовал ее иногда, а фикцией»[30]. Таким образом, классик юридического нормативизма фактически пришел выводу, характерному для нормативизма философского.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что, несмотря на все различия антропологизма и нормативизма в подходах к пониманию политического, их в определенной степени объединяет главное: мир политического в рамках обоих подходов трактуется как сфера политической самоактуализации и самореализации социальных акторов, валоризации их личностного начала. Поэтому есть смысл и в теории, и на практике комплексно использовать весь конструктивный потенциал антропологизма и нормативизма для понимания мира политики через призму первенства человека, непререкаемой ценности его прав и свобод.