Размер шрифта
-
+

Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 17

(«Накулапита-сутта», пер. Бхиккху Бодхи)

Накулапита не смог постичь полного смысла этого краткого учения, но из уважения к Будде больше не стал задавать ему вопросов. Он поднялся и отправился к Преподобному Сарипутте, одному из близких учеников Будды, и попросил его объяснить смысл краткого наставления Будды.

Преподобный Сарипутта сказал: «Тот, кому не знакомо учение Будды, считает пять совокупностей собой. С изменением и распадом этих совокупностей в нём возникают печаль, скорбь, боль, горе и отчаяние. Так его тело и его ум поражает недуг».

Растолковав эту истину в отношении каждой из пяти совокупностей, Сарипутта объяснил, что страдание порождается искажённым восприятием: человек «считает, что восприятие – это „я“, что восприятие обладает „я“ или что „я“ в восприятии. Он живёт, одержимый верой: „Я – это восприятие, восприятие моё“. Он живёт, одержимый этой верой, а его восприятие продолжает изменяться. С изменениями восприятия в нём рождаются печаль, скорбь, боль, горе и отчаяние».

Наконец, Сарипутта заключил: «Благородный ученик, слышавший слово Дхаммы, не считает совокупности собой. Совокупности могут меняться, однако печаль, скорбь, боль, горе и отчаяние не возникают в нём. Поэтому, хотя его тело может быть поражено недугами, его ум свободен от них».

Урок, который получил Накулапита, может быть полезен и нам. Мы скорбим, когда воспринимаем признаки старения, такие как седые волосы и морщины, забывая, что это непостоянное тело старело день за днём с самого нашего рождения. Люди и вещи, которые, по-нашему, прекрасны сами по себе, способны всегда дарить нам наслаждение и принести нам устойчивое счастье, также постоянно меняются. Красота улетучивается, и то, что приносило нам удовольствие, теперь причиняет боль. Накулапита понял, и мы тоже должны понять, что восприятие – это не «я». Наши внутренние восприятия тела, чувств, мыслей и ума, а также внешние восприятия окружающего мира всегда меняются, являясь тем, что мы воспринимаем.

Ничто не является «мной» или «моим». Если бы что-то являлось «мной» или «моим», мы могли бы контролировать то, что воспринимаем, и избегать восприятий, заставляющих нас страдать. Как сказал Будда в «Анатталаккхана-сутте»:

«Бхиккху, восприятие – это не „я“. Если бы восприятие было „я“, оно не было бы подвержено страданиям, и мы могли бы сказать: „Пусть моё восприятие будет таким; пусть моё восприятие не будет таким“. Поскольку восприятие – это не „я“, восприятие подвержено страданию, и мы не можем сказать: „Пусть моё восприятие будет таким; пусть моё восприятие не будет таким“».

Страница 17