Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 16
Осознание этого имеет далеко идущие последствия. Сколько проблем возникает из-за понятий о «моей» стране и «моей» религии? Как мы реагируем, когда кто-то угрожает людям или вещам, которые мы считаем «своими»? В основе всех конфликтов – от семейных ссор до мировых войн – лежит искажённое восприятие. Родственники спорят из-за права обладания произведением искусства, поскольку каждый из них считает, что оно – «его». Битвы между странами начинаются из-за участка земли, который каждая страна считает «своим».
Подобно миражу
Искажённое восприятие подобно миражу. Обманутый миражом олень мчится к тому, что кажется ему водой. На бегу он видит, что похожий на воду мираж по-прежнему далеко. Он продолжает бежать вперёд, чтобы напиться. Устав и испытывая ещё более сильную жажду, он останавливается и оглядывается назад. Тогда он видит, что пробежал мимо воды. Когда он бежит назад, его восприятие говорит ему, что вода впереди. Так он мечется туда-сюда, пока не лишается сил и не падает на землю.
Наше искажённое восприятие подобно этому. Испытывая притяжение собственных привязанностей, мы вечно гонимся за призраками. Мы в испуге бежим от монстров, порождённых нашим собственным отвращением. До тех пор, пока восприятие остаётся искажённым, мы не в состоянии увидеть истинную природу того, что находится прямо перед нами – всего лишь постоянно меняющийся набор визуальных образов, звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений и мыслей или концепций. Более того, ничто из воспринимаемого нами не имеет собственного «я» или души, и ничто не может принести нам постоянного счастья или навсегда сделать несчастными.
По сути, когда восприятие искажено, мы воспринимаем непостоянство как постоянство, страдание как счастье, то, что не является ни красивым, ни уродливым, как нечто красивое или уродливое, а то, что не является «я», как «я». Страдание, которое мы причиняем сами себе таким искажением, отражено в истории, записанной в суттах. Восьмидесятилетний последователь Будды, известный как Накулапита, страдал от сильной боли. Он отправился к Будде за советом. Накулапита сказал:
«Преподобный, я стар, достиг преклонного возраста, отягощён годами, многое повидал, моя жизнь на исходе, тело поражено недугами, я часто болею. Я редко вижу Благословенного и бхиккху, заслуживающих уважения. Пусть же Благословенный даст мне совет, наставит меня, так как это надолго обеспечит мне благополучие и счастье».
«Хорошо, домохозяин, будь по-твоему, – ответил Будда. – Твоё тело поражено недугами, отягощено грузом лет, обременено. Если бы кто-то, всюду носящий на себе этой тело, заявил, что здоров хотя бы на мгновение, разве не было бы это глупостью? Поэтому, домохозяин, ты должен практиковать таким образом: „Хотя моё тело поражено недугами, мой ум свободен от них“. Вот как тебе следует практиковать».