Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 15
Давайте рассмотрим пример. Представьте, что вы видите чей-то нос. Концепции, прежде сохранённые в уме, возникают в нашем сознании и убеждают нас, что этот нос красив или уродлив. Затем мы видим губы человека. И вновь сохранённая прежде информация заставляет нас поверить, что эти губы красивы или уродливы. Подобным образом мы рассматриваем глаза, брови, зубы, волосы на голове, волосы на теле и кожу людей. Наш ум хранит множество концепций, связанных с каждым из этих визуальных объектов. Вся эта информация питает наши положительные и отрицательные оценки черт внешности человека. Суммируя все эти концептуальные оценки, мы приходим к убеждению, что видим красивое или уродливое лицо. Мы также добавляем многочисленные концепции, связанные с руками, ногами, пальцами, ногтями и всеми остальными частями тела человека. В результате мы решаем, что видим красивого или уродливого человека.
Однако в реальности всё, что мы воспринимаем, это глаза, нос, зубы, кожа, волосы, руки, ноги и лицо в обычном смысле. Части тела сами по себе не красивы и не уродливы, как не красив и не уродлив сам человек в целом. Однако концепции, идеи, мнения, убеждения и множество других обуславливающих категорий повлияли на наше восприятие. По сути, наше восприятие было искажено. Только выйдя за пределы этих искажений, мы сможем воспринимать простую истину того, что предстаёт перед органами чувств.
Искажённое восприятие представляет собой проблему, так как ведёт к привязанности и отвращению. Мы привязываемся к тому, что, как нам ошибочно кажется, может принести продолжительное удовлетворение, и испытываем страстное желание по отношению к этому объекту. Мы отталкиваем и ненавидим то, что, как нам ошибочно кажется, может причинить вред и сделать нашу жизнь несчастной. Такие оценки ошибочны, поскольку ничто непостоянное не способно принести продолжительного счастья или устойчивого страдания. Более того, подобно другим атрибутам, которые подбрасывает нам ум в процессе восприятия, «я», «меня» и «моё» – это концепции, искусственные и субъективные по своей сути. Хотя мы верим, что они являются частью всего, что мы воспринимаем, на самом деле это искажения, порождённые умом.
Давайте представим, что перед нами фотография. С точки зрения данного Буддой определения восприятия всё, что мы на самом деле воспринимаем, это листок бумаги, на одной стороне которого присутствуют цвета и изображения, или образ, сложенный из цветных светящихся точек на экране компьютера. Однако вместо этого мы видим «мою фотографию», «меня» или «изображение меня». Фотография или изображение на экране не содержат концепций «я», «моё» или «меня». Эти идеи возникают из концептуальной информации, сохранённой умом в прошлом. Мы соединяем эти концепции с фотографией, так что наше чистое восприятие становится обусловленным и мы развиваем привязанность или отвращение к различным частям «моего» изображения, например, к «моим прекрасным блестящим волосам» или «моему уродливому двойному подбородку». Медитация внимательности помогает нам увидеть, что концепции возникают в уме, а не в воспринимаемом объекте. Всё подвержено изменениям. То, что мы считаем «мной» или «моим», просто непостоянный объект восприятия, и не более того.