Размер шрифта
-
+

Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 13

Тот не поддерживает Дхамму,

Кто много говорит.

Если, услышав лишь немного,

Некто воспринимает Дхамму своим телом

И никогда не пренебрегает ею,

Воистину, он держатель Дхаммы.

(Пер. Гила Фронсдела)

Итак, этот тип медитации можно практиковать следующим образом:


● Сосредоточиваясь, как обычно, на циклах вдохов и выдохов, мы мягко направляем своё внимание на восприятие каждой из пяти совокупностей.

● Мы внимательно осознаём, что само дыхание – это совокупность форм. Наши органы чувств воспринимают поток воздуха, входящий в тело и покидающий его, как на кромке ноздрей, так и в движениях живота при каждом вдохе и выдохе. Мы также можем осознать тело как форму в связи с болью в спине или колене во время сидения.

● Мы внимательно осознаём совокупность чувств, воспринимая небольшой дискомфорт или тревогу, которые ощущаем, когда в наших лёгких нет воздуха, а также лёгкое удовольствие, которое ощущается при новом вдохе.

● Мы внимательно осознаём совокупность восприятия, воспринимая физические ощущения дыхания и приятные или неприятные чувства, возникающие при дыхании.

● Мы внимательно осознаём совокупность мыслей, замечая все мысли, такие как вера и сомнение, а также эмоции, такие как любящая доброта и нетерпение, возникающие при дыхании.

● Мы внимательно осознаём совокупность сознания, воспринимая изменения остальных четырёх совокупностей при дыхании: изменения ощущений в теле, чувств удовольствия и дискомфорта, восприятия внешних и внутренних объектов, а также возникновение и исчезновение мыслей и эмоций. Мы видим, что само сознание меняется от мгновения к мгновению. По сути, все пять совокупностей постоянно меняются в грубых и тонких аспектах.

● Наша цель – воспринимать всё возникающее и исчезающее с беспристрастным отношением, не цепляясь за приятные переживания и не отталкивая некомфортные переживания. Нейтральное отношение – ключ к внимательности. Мы обнаруживаем, что можем сосредоточить свой ум на каком-то объекте медитации, только если воспринимаем его беспристрастно. Если мы позволяем приятным и некомфортным чувствам окрашивать наше восприятие, сами восприятия выходят на передний план сознания, а наше осознавание дыхания отходит на задний план.

● Важнейший аспект этой медитации – внимательно осознавать каждое мимолётное мгновение восприятия, отмеченное непостоянством. С опытом, по мере углубления медитативной практики, мы учимся удерживать фокус на дыхании, воспринимая физические ощущения, чувства, мысли и эмоции как нечто непостоянное, одновременно поддерживая внимательность к беспристрастным восприятиям.

Страница 13