Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 12
Восприятие и совокупности
Как мы уже говорили, восприятие – это одна из пяти составляющих тела и ума (форма, чувство, восприятие, мысль и сознание), описанных Буддой. Эти составляющие, обычно называемые «пятью совокупностями», или скандхами, включают в себя все возможные аспекты реальности. Формой называются все материальные вещи, воспринимаемые нашими органами чувств, в том числе различные части нашего собственного тела.
Остальные четыре совокупности включают в себя все переживания ума. Как мы видели, чувства бывают приятными, неприятными и нейтральными. Мысли, воспоминания, полёт воображения и сны могут возникать в зависимости от того, какие чувства мы переживаем. Если мы съели вкусный ужин, мы можем вспомнить его и начать о нём думать. Если наши чувства неприятны, наши мысли и воспоминания о них также обычно неприятны. Как мы уже говорили, чувство возникает в уме из-за контакта органов чувств, объекта или ментального образа и сознания. Мы также говорили, что совокупность восприятия возникает в уме в результате встречи органов чувств, внешнего или внутреннего объекта, контакта, сознания, внимания и чувства.
К совокупности мысли относятся все виды ментальной деятельности, в том числе идеи, фантазии, страхи и эмоциональные реакции. Эту совокупность проще всего понять, если рассматривать мысли лишь как «ментальные объекты», доступные нашему внутреннему восприятию. Важно также понимать, что одни мысли, такие как мысли о любящей доброте или вера в Будду и его учения, позитивны и полезны, тогда как другие, такие как гнев и скептическое сомнение в том, что учения Будды могут повлиять на нашу жизнь, негативны и причиняют боль.
Вероятно, сложнее всего понять, что такое сознание – пятая совокупность. Сознание – это фундаментальное осознавание или знание. Иногда для описания этой функции используется слово «ум». Будда сказал, что сознание (или ум) светоносно, то есть проливает свет на вещи, включая наши восприятия. В сущности, такой вещи, как просто ум или просто сознание, не существует. Мы приходим к выводу о существовании ума или сознания исключительно на основании его содержимого. Таким образом, мы можем сказать, что сознание всегда связано с восприятием, мыслью, эмоциями или какими-то другими ментальными объектами.
Медитация на восприятии и совокупностях
Один из лучших способов на собственном опыте понять, что такое пять совокупностей, – быть внимательными к ним в ходе практики медитации на дыхании, которая была описана во «Введении». Медитация внимательности на восприятии пяти совокупностей опирается на наставления, данные Буддой своим бхиккху. В «Дхаммападе», своих учениях, Будда объяснял, что истинную Дхамму следует воспринимать в собственном теле: