Размер шрифта
-
+

Культурогенез и культурное наследие - стр. 119

. По этому общему понятию (типу) уже возможно «как по норме разрабатывать наши описания и, так как эта схема отвлечена от формы различных животных, вновь свести к ней самые различные формы»[198].

В «Виденье с субъективной точки зрения Пуркинье» (1821) Гёте уже писал о понятии «тип» как незавершенном кладезе форм, «символическом цветке». Центральным моментом гносеологии Гёте тогда стала проблема интуитивного познания, «схватывания» природного Gestalt’a – идеи творящей природы с помощью идеи в уме исследователя. В связи с этими вопросами любопытна полемика Гёте с Кантом, что касается третьей его критики. Свою точку зрения Гёте излагает в статье, название которой звучит парафразой кантовского сочинения – «Созерцающая способность суждения» (1817), а также в ряде статей, примыкающих к ней по проблематике и написанных в то же самое время: «Размышление и смирение» (1817), «Предложение к примирению» (1817), «О фантазии» (1817).

Гёте казалась неприемлемой мысль Канта о том, что интуиция невозможна для человека. Интуицию Гёте понимал как интеллектуальное и творческое усмотрение общего в особенном. Зрением этого общего увидеть нельзя, это не чувственная интуиция. Но то, что человек может схватить общее в особенном, – это для Гёте несомненно. Притом это общее, по Гёте, объективная сущность мира природы, то, что Кант называл вещами в себе. У Гёте, говоря очень приблизительно, мы встречаемся и не с теорией отражения (intellectus archetypus) сущности вещей в сознании, и не с кантовской теорией познания как конструирования (intellectus ectypus) мира. Intellectus archetypus – это пассивный интеллект, подобный бесформенному воску, в котором отпечатываются впечатления от окружающего мира, а intellectus ectypus предполагает мир в качестве бесформенного воска, в котором запечатлеваются содержания, выработанные человеческим сознанием. Несмотря на то, что сам Гёте называет свое познание intellectus archetypus, более точно было бы сказать, что у Гёте познание – это идея конгениальности творческого сознания и творческой природы. Гёте понимает интеллект как творческий интеллект, который более сложен, чем intellectus archetypus. Гёте говорит о гении и бо́льшей активности человеческого духа в нем. Появляется конгениальность, общность творческой природы. Но при этом примат принадлежит творчеству природы. Гёте считает, что идея, общее понятие – это продукт творческого воображения, фантазии. Но творческий процесс в человеке – это проявление творческой мощи природы. Он протекает так же, как и в любой другой форме природы. Вот почему у Гёте нет прямого, непосредственного отражения действительности в сознании. Гётевская интуиция – это не что иное, как в определенном смысле тождество творческих процессов в природе и в сознании.

Страница 119