Культурогенез и культурное наследие - стр. 120
Но творящая Природа в сознании проявляется в виде воображения и фантазии. Гёте не случайно выстраивает иерархию познавательных способностей ученого, в которой высшее место отведено воображению и фантазии, которые, по Гёте, сближают науку с искусством («О фантазии», 1817). Именно благодаря воображению и фантазии гётевская «идея» как понятие обретает характеристики, общие с объективной идеей (идеей природы), т. е. внутреннюю динамичность, способность к содержательному метаморфозу, конкретность, синтетичность, наглядность. Эти свойства «идеи» (как понятия) возможны благодаря деятельности человеческого духа в процессе познания. Наука у Гёте, таким образом, приближается к художественному творчеству, которое также есть акт человеческого духа. Поэтому и фантазия – четвертая из познавательных способностей человека занимает особое положение среди остальных в теории познания Гёте. Причем весьма важно, что творчество не противопоставляется Природе как нечто искусственное по отношению к ней, но есть проявление той же самой Природы.
Онтологическая предпосылка гётевской гносеологии – пантеизм – единство духа и материи. Как творящая природа, так и ее создание – человек обладают творческим даром, который достигает наивысшего выражения в гениальности, создающей идеи (Gestalt’ы) в уме, чтобы посредством их познать идеи (Gestalt’ы) самой природы. Gestalt’ы, которые синтезируются в уме в принципе той же самой природы, как и Gestalt’ы Природы. Так посредством человека природа познает сама себя. Поэтому и возможна интуиция, интуитивное познание.
Познавательная задача, по Гёте, заключается в том, чтобы идею творящей природы постичь с помощью идеи как общего понятия. Однако здесь, согласно Гёте, возникают существенные трудности: «…Между идеей и опытом лежит пропасть, перешагнуть которую мы напрасно стараемся… никакая идея полностью с опытом не согласуется, признавая, правда, что идея и опыт могут и даже должны быть аналогичны»[199]. И, наконец, в статье «Опыт и идея» (1828 г.) Гёте писал, что идея должна быть открыта в самом опыте, и продолжал: «Если тщательнее всмотреться, то всегда окажется, что человек предполагает то, что он нашел и находит то, что он предполагал»[200]. Какой выход предлагает в этой ситуации Гёте? Критерием истинности идеи для Гёте является практика. Но как понимает Гёте проверку практикой? Каково понятие опыта в гётевском мировоззрении? Гётевское представление об опыте с точки зрения «здравого смысла» – созерцание, наблюдение феномена в сфере открытости, доверие к глазу как источнику истины, по нашему мнению, было созвучно античному пониманию опыта. Идея опыта – античное и средневековое созерцание (θεορια и ее латинский перевод