Культурогенез и культурное наследие - стр. 118
В структуре гётевского понятия «тип» мы можем выделить три аспекта. Инвариантная основа – всеобщий образ организма, символическое растение (прарастение, праживотное). Инвариант представляет собой аспект единства многообразного. Правило преобразования – оно входит в структуру понятия как момент динамики[195]. Вариативность – это всевозможные метаморфозы символического растения в реально существующих и чувственно воспринимаемых формах. В таком понятии «тип» реализован принцип связи единого и многого, – иной, чем в формальной классификации, в которой общее понятие образуется путем сужения круга логически значимых признаков и является беднее каждого отдельного случая. Понятие «тип» по содержанию совпадает с любым отдельным вариантом из всего богатства вариантов и даже оказывается потенциально богаче каждого из них. Познание с помощью «типа» протекает иначе, чем с помощью формально-логического понятия. Оно требует, чтобы мы каждый отдельный случай развивали из первообраза. В структуру первообраза, символа входит работа духа, в виде воображения и фантазии, о которых Гёте красноречиво говорил как о главной силе нашей способности познания, благодаря которой понятие тип-символ обретает характеристики общие с объективной идеей (идеей творящей Природы).
Общее понятие («символический цветок») ни на минуту не остается статичным. Используя такое общее понятие, единая внутренняя форма явлений (природный гештальт) открывается в интуиции творческому уму, конгениальному творческой мощи природы. Интуицию Гёте понимает как прозрение первообраза, т. е. порождающего принципа природы в многообразии природных явлений. То, что увидено глазами, в голове ученого должно быть соединено в целостный образ. Об интуитивном познании Гёте писал, что наша сила суждения должна, мысля, созерцать и, созерцая, мыслить. Здесь мы имеем дело со способностью созерцательного суждения, которое наряду с фантазией является наиболее существенной познавательной способностью.
В начале своих натурфилософских исследований Гёте не различал общего типа (идеи Природы) и понятия «тип» в уме ученого. Он верил в реальное существование профеномена и искал реально существующий «символический цветок». Только спор с Шиллером о природе символического растения[196] побуждает Гёте к более обстоятельному и детальному рассмотрению вопросов теории познания. В результате он признает, что никакое отдельное чувственно-действительное живое существо не может быть «типом»: «Единичное не может быть образцом целого, и потому мы не можем искать образец для всех в единичном. Классы, роды, виды и индивиды относятся к нему, как частные случаи к закону; они содержатся в нем, но не содержат и не дают его»