Культурогенез и культурное наследие - стр. 115
Гётевское понятие «типа» вызревает в его обсуждениях с Шиллером. В письме от 17 августа 1797 г. Гёте рассказывает о предметах, способных вызвать такой эффект, «что они собственно символичны, т. е. (что, пожалуй, излишне прибавлять) это – выдающиеся случаи, которые в характерном многообразии являются представителями многих других, содержат в себе некую цельность…» Каковы же были в итоге структура опыта и понятие-образ у Гёте? Близость гётевской натурфилософии с античным мировоззрением не раз отмечалась исследователями. В самой же античной мысли гётевское качественное виденье бытия, его интерес к индивидуально сущему оказались более близкими апостериорной метафизике Аристотеля, чем отвлеченной от эмпирического мира философии Платона. Гёте исходил из многообразия эмпирического, считая, что идеи существуют только в вещах, выражаясь языком Аристотеля, «первых сущностях». Однако в их понимании природы имелись различия. «Первые сущности» Аристотеля определялись каждая собственной природой, соответственно которой они занимали свое место в гармонии космофизических рядов. У Гёте действовала единая Природа, проявляющая себя в многообразии природных гештальтов. Форма организма (природный Gestalt), согласно Гёте, определяется Природой, творящей как изнутри, так и извне. Вещь, таким образом, вписана своим бытием в целый природный контекст. Поэтому природные формы (Gestalt) надо постигать не фрагментарно, изолированно, но в целом (en gros), а типология принципиально не должна порывать природных связей. Это сближало Гёте с аристотелевской мыслью.
Как и Аристотель, Гёте исходил в познании из чувственного. Но как от чувственного перейти к идее, какова структура опыта, соединяющая чувственные восприятия с идеей (общим понятием «тип»)? Представляется, что и здесь у Гёте много общего с аристотелевским «наведением» (επαγογε), как его раскрывают исследователи К. А. Сергеев и Я. А. Слинин[190]. Аристотелевскому образному понятию ειδος в «Морфологии» Гёте и соответствовало образное понятие «символический цветок», который выражал сущностное общее (единую Природу) в конкретно-всеобщей форме. Это понятие-образ («тип») представлял собой внутреннюю форму – инвариант конкретных познаваемых индивидуальных форм. И в узрении типа-прообраза (общего понятия), и в процессе познания многообразия конкретных форм важную роль играла у Гёте интуиция. Исследователи отмечали своеобразную герменевтику Гёте. Г. Лофф отмечал интерес Гёте к протестантской герменевтике с ее символическим способом познания сверхчувственного бытия. Корт считал, что герменевтический момент входит в структуру типа-образа