Размер шрифта
-
+

Культурогенез и культурное наследие - стр. 114

. Причем в этом замысле не было противопоставления культуры как чего-то искусственно созданного Природе. Одна и та же самая Природа обнаруживала себя всегда и везде.

Гётевская теория познания. Идея типологического метода

В натурфилософии Гёте идея организма была универсальным спекулятивным принципом. В теории познания требовалось выработать соответствующее понятие: «…Если хотим достигнуть хоть сколько-нибудь живого созерцания природы, должны, следуя ее примеру, сохранять такую же подвижность и пластичность»[187].

Изучение организма Гёте начинал с общего его облика – Gestalt’a, при этом не отказываясь от разных методов: анализа, сравнения, калькулирующего интеллекта, описания признаков и других, которыми пользовалась и механистическая наука Нового времени. Хотя эти методы и давали возможность углубляться в изучение частей, но с их помощью невозможно постичь внутреннюю форму, прообраз и тем самым вновь вернуться к пластическому целому. Поэтому они в гносеологии Гёте играли только подсобную, вспомогательную роль. Единственное понятие, имеющее полноценный научный статус – это «тип». Только оно в состоянии сделать своим содержанием то, что Гёте считал сущностью явлений. Поэтому учение о «типе» и метаморфозах составляет ядро его морфологии.

В «Вопросах морфологии» Гёте пишет, что «тип» должен описывать тождественную себе форму в постоянных ее переменах. Он обратил внимание на то, что у немцев для комплекса проявления бытия какого-либо существа есть слово Gestalt. Употребляя его, он абстрагируется от всего подвижного и принимает, что все частности, входящие в состав целого, прочно установлены, закончены и закреплены в своем своеобразии[188]. Т. е. через Gestalt удается познать внутреннюю форму. Как происходило такое познание?

В познавательной ситуации Гёте отказывается от методологических односторонностей. Он отказывает в праве познать истину как индуктивному методу, так и абстрактному теоретизированию. Именно эти методологические односторонности обнаружились, по мнению Гёте, в споре между Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илером[189]. В отличие от системной интерпретации типа-структуры, характерной для обоих французских биологов, Гёте предлагал понятие «тип», имеющее принципиально иные черты. Оно должно было выразить Природу-Бога, бесконечную в своих проявлениях, в своем творчестве, т. е. выразить природный гештальт, который у Гёте был внутренней определенностью самой материи, находящейся в вечном движении, развитии. Таким образом, в контексте пантеистического мировоззрения Гёте «тип» должен был схватить внутреннюю форму явлений, творческий принцип, первообраз, по которому творит сама природа и в зависимости от условий порождает самые разные облики (гештальты).

Страница 114