Размер шрифта
-
+

Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников - стр. 3

Для решения перечисленных задач разработаны разные игры. Так, в одной из игр дети рассматривают разные виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности), исследуют свойства тканей, используя алгоритм последовательности действий: смять кусочки тканей и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить необходимое для этого усилие; опустить кусочки тканей в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги. Воспитатель вместе с детьми оценивает быстроту и точность выполнения действий по алгоритму. Победитель становится ведущим в игре. Он называет сходные признаки тканей, затем бросает мяч одному из детей – участнику (взрослый также равноправный участник в игре), который должен назвать признаки, отличающие ткани, и т. д. Усложнением игры может быть установление зависимости между использованием материала и его свойствами и качествами.

Разработанные игры-занятия направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.

Накопленный педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры-занятия, занятия-викторины не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый. В этом смысле представленные игры-занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной. Активности детей в играх-занятиях способствуют частые обращения воспитателя к ребенку, использование несложных диалогов, приглашение на занятия сказочных персонажей, приемы эмоционального воздействия, что вызывает у детей сопереживание, готовность помочь героям сказок или любимых книг.

В представленных играх-занятиях знаком ♦ обозначается цель игры, знаком ♢ – игровой материал или оборудование, знаком ✣ – предварительная работа (которая присутствует не во всех играх-занятиях) и знаком ☫ – примерный ход игры.

Данная книга призвана помочь педагогу в реализации отдельных задач программ «Я человек» (С.А. Козловой), «Ребенок в мире поиска» (О.В. Дыбиной), а также «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), программ «Детство», «Радуга» и др. Игры-занятия могут включаться как составная часть в специальные мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром или использоваться в повседневной жизни, например на прогулке.

Страница 3