Размер шрифта
-
+

История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 19

Не надо думать, что институт собственности негативно сыграл на истории человечества. Наоборот, он создал необходимую базу для объединения человечества, покончил с первобытным партикуляризмом. Если раньше членом общины считался только тот, кто в ней родился, то теперь это ещё и тот, кто скован определёнными имущественными отношениями. Это создаёт необходимые условия для перехода от рода к союзу родов, то есть племени, от племени к союзу племён, то есть общине, а от общины к государству. Полностью меняются отношения внутри рода и общины, власть окончательно переходит к мужчине, появляются зачатки для налаживания отношений с другими племенами.

Надо отметить, что вместе с изменением внутри общины, меняется и отношение общины к миру. Так повелось, что сильный необходимо должен подчинить себе слабого. Римские легионы в будущем подчинят себе диких варваров, британские войска подчинили себе большую часть Африки, бравые американские вояки согнали диких индейцев в резервации. Всё это реализация того старого правила, но в новой форме. Новое необходимо должно подчинить себе старое. Если раньше земледельческие племена являлись началом человеческой истории, точкой отсчёта, то с появлением первых пастушеских племён это положение сместилось, теперь правом на историю владеют более прогрессивные общества, а земледельческие племена сливаются с природой и становятся её структурной частью, а значит создаётся возможность для подчинения человека человеком. Это ещё более прогрессивная стадия, которая настолько логично выходит из стадии пастушества, что её неохота выделять. Пастушеские племена начинают процесс подчинения себе отсталых племён путём военного захвата. Проигравшие обязуются предоставлять захватчикам часть своего урожая в виде дани. Этот процесс одинаков везде, но везде он имеет разную форму развития. В России он перешёл в крепостничество, в Риме в коллонат, Греки называли это «коллективным рабством», когда общины спартиадов подчинила себе общины ахейцев и превратила тех в илотов. Конечно, это не рабство. Учёные марксисты, как правило, выделяют этот процесс в так называемую рабовладельческую формацию, чем на взгляд автора совершают ошибку. В чём разница между этим состоянием и рабовладением будет написано в другой главе.

Глава 2

Право

§1 Что такое право?


Так как предметом нашего исследования является римское государство, то вопрос римского права само собой стоит перед нами, как наглядное-культурное изложение основ государства. Если бы мы не имели никаких живых и литературных источников, касающихся римской истории, то одна римская конституция уже дала бы нам достаточно материала для реконструкции. Но что такое право? Как уже было сказано-это культурное изложение сути государственного устройства. Без государства право невозможно, так как только государство, как арбитр способно его реализовывать. Стало быть, в тот период о котором мы говорим права не было, так как ещё не появилось ни города, ни соответствующих государству институтов, которые могли бы нормы права реализовать. Но это не значит, что поднимать эту тему в нашей главе бессмысленно. Государство не появляется с пустого места, оно имеет за собой живую основу, выражающуюся в социальной общности. Стало быть, всегда есть в потенции. Также государство – это не летающее над нами облако, которое раздаёт приказы и говорит, как нам жить – это просто более совершенная форма организации человеческого общества, которое в процессе исторического развития отделяется от отдельного человека и переходит в независимое от него существование. Так как государство является формой социальной организации, то его точную дату появления установить едва ли возможно, ведь так как изменяется человеческое общество-меняется и государство. Поэтому уточнения вроде «догородской», «догосударственный», «предгосударственный» являются условностями, которые позволяют нам внести порядок в повествование. Также как государство было всегда, всегда было и право. Причём в отличии от государственного права, которое появится в Риме в середине пятого века, догосударственное право не простая живая установка, которая стремится объять всю человеческую жизнь, но, при этом, от отдельного человека отделено, а человеческой жизнью и является.

Страница 19