История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 21
Но, вернёмся к праву, как уже было сказано право занимается тем, что регулирует собственнические отношения внутри общества имеющего представления о том, что такое собственность. Поэтому первое появления права в потенции можно зафиксировать на том моменте, когда человек отделил себя от природы, то есть открыл для себя земледелие. Для поэтов античности этот момент называется серебряным веком, мы же определяем его эпохой неолита. Неолитическая революция создала те предпосылки, которые в будущем образуют государство, то есть создания человеческой общности и представления о месте, о земле, которая кормит и делает тебя независимым. Здесь мы впервые имеем дело с самой первой формой собственности-общественной. Очевидно, что человек не один скитается по миру, а делает это в группе других людей, которые образуют самое первое общество. Отношения, которые складываются в этом обществе совершенно дикие. Они не на чём не основаны, кроме как базовой потребности живого организма существовать рядом со схожим с собой другим живым организмом. Когда же скитальчество переходит в оседлость изменяются и условия существования, которые, как в пробирке создают гентильное общество, то есть такое, которое имеет своё основания в родстве. В таком обществе всё у всех общее, так как всё что у всех есть это земля, которая всех кормит, женщины и дети, которые производят человеческий капитал.
Говоря об этой примитивной форме человеческого права, мы замечаем, что во многом оно не проводит различия между культом и человеческим обществом. Те понятия, которые необходимы для определения священного, важного исключительно в религиозно-культовом аспекте присутствуют здесь также, как если бы речь шла о жизни или смерти человека. Например, это касается слова. В случае если кто-то подавал какой-то иск и вёл судебное разбирательство, то первое на что обращало внимание община, которая выполняла роль судьи, это кто, как что называет и может ли вообще человек говорить на языке общины. Сакрализация слова-очень древняя концепция, которая встречается у всех народов. Связано это во многом с тем, что умение говорить – это главное, что отличает человека от животного. Если же кто-то говорит не на том же языке, что говорит община, то он мало чем отличается от животного и никак не может быть равен члену общины. Поэтому если в ходе разбирательства человек не может нормально выразить проблему и обозначить её на родном языке, то он автоматически проигрывает дело, так как это говорит о его незрелости. В латинском языке есть слово infans, которое обозначает как младенца, так и немого.