Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 49
Заигрывание светских правителей Северной Европы с лютеранством более, чем что-либо другое, способствовало продвижению дела Реформации и лютеранской церкви. Разумеется, светские правители вряд ли были искренне заинтересованы в таком результате. И время появления, и характер реформаторских движений, которые они инициировали, говорят о том, что учения Реформации их почти не волновали и использовались лишь как идеологическое оружие в борьбе за богатства и полномочия Церкви. Некоторые правители (особенно Генрих VIII) никогда не были склонны к лютеранству, а другие, обратившись (как Густав Ваза), по-видимому, приняли лютеранскую веру лишь как средство достижения своекорыстных целей. Однако вопрос о мотивах не главный. Главным был вопрос о легитимации кампаний, направленных против полномочий Церкви. Когда власти принимали решение об отмене церковных юрисдикций, им требовались аргументы, доказывающие, что Церковь не имеет никаких прав на осуществление каких-либо юрисдикций. Это приводило власти к союзу с лютеранами. Независимо от стоявших за этим мотивов, результатом в каждом случае было одно и то же: платой за разрыв с Римом служило распространение лютеранской ереси. Это относится и к кампаниям, нацеленным на установление контроля над церковными богатствами. Необходимость в легитимации этого шага заставляла искать любые аргументы в пользу того, что истинная Церковь есть всего лишь congregatio fidelium и у нее нет никаких прав на огромные мирские владения. Это вновь приводило к союзу с лютеранами и вновь, независимо от мотивов, к тому же результату: за свою алчность князьям приходилось платить поддержкой «полной и праведной» Реформации.
Глава 3. Распространение лютеранства
ВРАГИ Лютера часто сравнивали Реформацию с чумой, считая, что она несет массовую духовную смерть[33]. Выше мы пытались объяснить, почему болезнь оказалась такой заразной и охватила столь обширную территорию Северной Европы. Рассмотрим теперь этапы распространения эпидемии, проходя через которые социальные и политические доктрины Реформации приобретали многочисленных последователей среди населения, а затем официально признавались светскими правителями в Германии, Англии и Скандинавии.
Первые пропагандисты
На первом этапе эволюции лютеранства как политической идеологии оно принимало форму пропагандистской кампании: ближайшие ученики Лютера разъясняли и развивали его относительно фрагментарные идеи, составляя систематические трактаты о социальной и политической жизни. Самыми влиятельными среди них были Осиандер, Эберлин фон Гюнцбург и, конечно, Меланхтон. Важнейшие политические произведения Осиандера появились в конце 1520-х гг., но первыми политические выводы из новой веры начали обсуждать Эберлин и Меланхтон. Эберлин много писал на политические темы: самым оригинальным его вкладом стал написанный на национальном языке трактат «Пятнадцать союзников», впервые увидевший свет в 1521 г. Меланхтон в том же году опубликовал важное сочинение о понятии «мирской власти» в виде заключения к своему обстоятельному труду «Общие места теологии»