Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 50

. Вскоре влияние этих произведений, а также политических сочинений самого Лютера стало ощущаться в Англии, особенно среди тех обращенных, кто, подобно Тиндейлу и Барнсу, приезжал на учебу в Виттенберг в начале 1520-х гг. Тиндейл вернулся в Англию, чтобы завершить свой главный трактат «Послушание христианина», вышедший в 1528 г., а Барнс в последующие годы написал ряд кратких, но важных политических работ, среди них трактат «Что такое Церковь» и эссе «Конституции, составленные людьми»[35].

В ряду этих плодотворных попыток развить и транслировать политические идеи Лютера сочинения Эберлина стоят особняком, будучи менее назидательными и более спекулятивными, чем основная часть политических произведений ранней Реформации[36]. Например, его «Пятнадцать союзников» написаны в жанре утопии: родовая знать и народ воображаемого государства Вольфария реформируют Церковь и вводят институт церковного брака (ср. Bell 1967). Что касается политических произведений Меланхтона, Тиндейла и Барнса, то их можно рассматривать как единое целое, поскольку в них ставятся одни и те же вопросы, взятые главным образом из работ Лютера. Похожи они и по способу анализа. Это самые показательные и важные труды из всех новаторских произведений лютеранской политической мысли.

Отправным пунктом их рассуждений была одна из главных теологических предпосылок Лютера: мир устроен провиденциально, все происходящее – отражение воли и замыслов Бога. Меланхтон начинает рассуждение о земной власти с «порядков и трудов», «назначенных для защиты и поддержания жизни» (Melanchton 1965, pp. 323–324). «Послушание христианина» Тиндейла начинается с прославления порядка, устроенного Богом во всем творении, и трактует повиновение подданных своим правителям по аналогии с послушанием, которое, по воле Бога, дети должны проявлять в отношении родителей, жены в отношении мужей и слуги в отношении господ (Tyndale 1848, pp. 168–173). Из этой посылки делается фундаментальный вывод: существующие политические системы – часть Божьего провиденциального плана в отношении мира. Меланхтон посвящает этой теме всю первую половину своего обсуждения мирской власти, завершая его словами св. Павла, что все существующие власти «от Бога установлены» (Melanchton 1965, pp. 326–327). Та же мысль высказывается Барнсом в начале «Конституций, составленных людьми» – с той же ссылкой на авторитет св. Павла, – и еще более решительно подчеркивается в начале «Послушания христианина». Тиндейл начинает обсуждение вопроса о «повиновении подданных королям, князьям и правителям» с изложения всего, что сказал на этот счет св. Павел, а затем приводит пространную глоссу, заявляя, что Бог «дал законы всем народам и во всех землях ставил царей, господ и правителей вместо Себя, чтобы через них править миром» (Tyndale 1848, p. 174). Это, говорит он, объясняет, почему правители и судьи «называются в Писании богами». Причина в том, что «они в одном зале с Богом и чтут заповеди Божьи» (p. 175).

Страница 50