Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 48

. И все же очевидно, что даже в Германии амбиции такого рода часто были главным мотивом. Скорый переход Альбрехта Гогенцоллерна на сторону лютеран сопровождался секуляризацией земель Тевтонского ордена, а Реформация Филиппа Гессенского в 1526 г. шла рука об руку с захватом монастырских земель, принесших ландграфу «весьма существенные» доходы» (Carsten 1959, p. 161). Мы обнаруживаем те же амбиции и в более сплоченных национальных монархиях. В Швеции Густав Ваза увенчал официальное принятие Реформации в 1524 г. тем, что передал короне сбор церковной десятины и завершил процесс три года спустя секвестром всей собственности Церкви (Bergendof 1928, pp. 15, 40–41). В Дании аналогичная кампания была инициирована Фредериком I, который начал отбирать монастырские земли уже в 1528 г. Процесс завершился при Кристиане III, который сопроводил смещение епископов в 1536 г. отменой всех их мирских полномочий и конфискацией принадлежавших им земель (Dunkley 1948, pp. 55–59, 70–71). В Англии такая же кампания предшествовала разрыву с Римом в начале 1530-х гг. Схизма началась с нападок на аннаты, за этим сразу последовала секуляризация монастырских земель – шаг, который, по-видимому, планировался заранее (Dickens 1964, p. 197).

Не меньшая готовность светских властей доводить кампании против Церкви до разрыва наблюдалась и в предпринимавшихся ранее попытках ограничить надгосударственные полномочия папы. Наиболее ярким примером является, конечно же, конфликт Генриха VIII с папством по вопросу о разводе[32]. В 1509 г., когда Генрих занял трон, он женился на Екатерине Арагонской, вдове своего покойного старшего брата принца Артура. Однако к 1525 г., после того как у королевы случилось нескольких выкидышей, стало ясно, что она не сможет произвести на свет наследника мужского пола. В любом случае к 1527 г. Генрих страстно желал жениться на Анне Болейн (Scarisbrick 1968, pp. 149–150) и, соответственно, обратился к папе Клименту VII с просьбой разрешить ему развод. На стороне короля, вне всякого сомнения, было каноническое право, однако из-за сложившейся в Риме после 1527 г. политической ситуации получить согласие папы так и не удалось (Scarisbrick 1968, pp. 163–197). Тогда король и его министры оказали давление на Церковь. Вначале они настояли на пересмотре дела о разводе, затем созвали в 1529 г. парламент и позволили ему сполна выразить свои антиклерикальные настроения, с трудом сдерживаемые после дела Ханне. Наконец, они предъявили всему духовному сословию официальное обвинение в

Страница 48