Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 39

говорилось, что, поскольку церковные суды подвластны папскому легату, они не обладают юрисдикцией, чтобы судить английских подданных (Elton 1960, p. 320). Церковь ответила на эту дерзость, взяв Ханне под стражу по сомнительному обвинению в ереси. В декабре 1514 г. он был найден повешенным в епископской тюрьме, где ожидал суда. Все говорило о том, что убийство было совершено церковниками, и дело получило широкий резонанс (Ogle 1949, pp. 88–112). Подозрения оказалось достаточно, чтобы в Лондоне поднялась буря негодования, для умиротворения которой понадобилось личное вмешательство короля. Протесты начались и в парламенте, который пришлось срочно распустить, чтобы предупредить масштабное наступление на властные полномочия Церкви (Tomson 1965, p. 169). И хотя все закончилось победой епископа Лондона, который позаботился о том, чтобы тело Ханне было сожжено как принадлежавшее еретику, ни у кого не осталось сомнений, как довольно жестко выразился Пикторн, что его «пепел указал, в каком направлении подул ветер» (Pickthorn 1934, p. 114).

Главный выход усиливавшиеся настроения антиклерикализма находили во все более злых сатирах. В Германии ярким выражением этой тенденции стало так называемое дело Рейхлина, тянувшееся несколько лет: начавшись еще до выступления Лютера в 1517 г., оно закончилось через несколько лет после его первой акции протеста. Борьба вокруг Рейхлина развернулась в 1506 г., когда, как мы знаем, был опубликован его новаторский труд «О началах древрееврейского языка». Этот труд был осужден Иоганном Пфефферкорном (1469–1524), перешедшим в христианство евреем, который в 1509 г. получил при поддержке кёльнских доминиканцев имперский мандат, позволявший ему выслеживать и конфисковывать еврейские книги. Рейхлин заявил в ответ, что его исследования необходимы для изучения Библии. Теологи обратились за поддержкой к папе, и развернулась ожесточенная война памфлетов (Holborn 1938, p. 53). Вкладом в нее самого Рейхлина стали опубликованные в начале 1514 г. «Письма светлых людей» – собранные им многочисленные заверения в поддержке, полученные от лучших представителей ученого мира (Holborn 1937, pp. 60–61). Контрудар был нанесен вышедшим в конце следующего года памфлетом «Письма темных людей» – серии писем с критикой гуманистов, адресованных главе кёльнских теологов Орту Грациусу. Однако, как выяснилось, на самом деле это была издевательская пародия в духе Свифта, написанная Кротом Рубеаном, который таким способом зло высмеял бесконечное невежество церковников.

Страница 39