Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 38
Власть Церкви: восстание мирян
Притязания папства и церковные юрисдикции, которые осуждались рассмотренными выше теологами, подвергались в период позднего Средневековья все более резкой критике со стороны мирян и светских правительств большинства стран Северной Европы. Привилегии духовного сословия, конечно, оспаривались и на многих других этапах истории средневековой Европы, но имеется достаточно свидетельств, говорящих о том, что эти протесты приобрели особенно интенсивный характер накануне Реформации, прежде всего в Англии и Германии. В немецких городах в этот период, особенно сразу после 1510 г., происходило то, что Мёллер называет «вспышками ненависти» к Церкви (Moeller 1972, pp. 54–55). Например, в Кёльне в 1513 г. началась революция, направленная против правящей олигархии, в ходе которой гильдии ремесленников взяли город под свой контроль и создали комитет для рассмотрения реформы управления. В результате появился список «Жалоб и требований», в котором они выразили свое враждебное отношение к юрисдикциям и привилегиям Церкви. Гильдии жалуются на освобождение клира от налогов и требуют, чтобы Церковь выделила городу «существенную сумму» (Grievances and Demands, p. 140). Они ходатайствуют также о лишении Церкви иммунитета, заявляя, что, когда совершается тяжкое преступление, закон «должен наказывать клирика так же, как мирянина» (p. 140). Они осуждают монахов, которые, пользуясь юридическими уловками, «цепляются за свое мирское имущество» (p. 142). И они подводят итог своим требованиям, настаивая, что «духовные лица в городе должны впредь нести то же гражданское бремя, что и бюргеры» (p. 141).
В Англии накануне Реформации множество признаков указывало на такой же рост враждебности к юрисдикциям Церкви среди мирян. Наибольшую известность получило дело Ханне, cause célèbre, скандальный процесс, привлекший внимание палаты общин в 1515 г. Ричард Ханне – сочувствовавший лоллардам лондонский торговец – отказался платить приходскому священнику взнос на помин души, а когда был привлечен к ответственности, выступил против власти церковных судов, апеллировав в 1513 г. к суду королевской скамьи. В его заявлении о своей невиновности со ссылкой на статут о