Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 5
Больше ничего принципиально нового в интерьере византийских храмов с крестово-купольной композицией не происходило. Существует множество вариаций крестово-купольных храмов. В зависимости от того, где сооружали храм, от местных строительных материалов и традиций, толкований догматов Церкви и т. д. возникали храмы большие или маленькие, светлые или сумрачные, торжественные или камерные, варьировались декорационные мотивы и световая интерпретация интерьера и т. д. Иногда с западной стороны добавлялись два столба (шестистолпные храмы), которые намечали пространство нартекса (придела).
Убранство
Во всех византийских храмах купольного типа будут использоваться приемы внутреннего убранства, опробованные в Святой Софии.
Плоскостная линеарная трактовка формы. В античное время торжествовало языческое плотское видение мира, и формы предпочитались объемные. В Византии с христианским приматом духовных ценностей используется плоскостная линеарная трактовка формы. Скульптура утратила объемность, исчез глубокий рельеф, но зато появилось ажурное орнаментальное кружево, изящное и очень декоративное, что мы видели, например, в капителях Святой Софии (см. ил. 5). Среди изображаемых мотивов встречаются также фигуры птиц, животных, сказочных чудищ, получивших в христианстве новое символическое звучание. Например, на византийском рельефе из Музея Боде (ил. 9) можно видеть символ Евхаристии: два павлина (павлин – символ Воскресения из мертвых, бессмертия, нетленности души) причащаются у Древа жизни, представленного виноградной лозой.
Ил. 9. Павлины и Древо жизни. Византийский рельеф. Музей Боде, Берлин
Мозаики. Другая характерная особенность декорации византийских храмов – щедрое украшение стен и сводов изображениями, выполненными в технике мозаики. Сам по себе этот прием был хорошо известен и широко практиковался в Древнем Риме, но в византийских храмах именно мозаичная декорация часто становится определяющей. К тому же византийские мастера внесли в это искусство свои профессиональные новации, добившись новых исключительных художественных эффектов. Во-первых, византийские мозаики выполнялись преимущественно из смальты – окрашенных цветными эмалями кусочков стекла, которые красочно сияли. И, во-вторых, их укладывали под небольшим углом друг к другу, так что они по-разному отражали свет, – благодаря этому возникали тончайшие художественные нюансы. В мозаиках изображали Христа, Богоматерь (см. ил. 6), святых и мучеников; в них представали в сопровождении свиты императоры (ил. 10) и императрицы (см. ил. 25.1); мозаичные фигуры императоров были обнаружены под поздним живописным слоем в Софии Константинопольской. Нередко мозаики носили чисто декоративный характер (кресты, орнаменты).