Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 7
Иконы этого времени сохранились в единичных экземплярах (ил. 11 и 12).
Ил. 11. Богоматерь с Младенцем и избранными святыми. Икона из монастыря св. Екатерины на горе Синай (Египет). VI в.
Ил. 12. Богоматерь с Младенцем. Икона. VI в.
В 843 г. иконоборчество было объявлено ересью.
Предполагается, что уже в 1-й пол. IX в., когда было восстановлено иконопочитание, сложилась система росписи крестово-купольного храма, которая, так же как и пространственная структура храма, запечатлела главную идею восточно-христианского мира о храме как Божественном мироздании. Композиции выполнялись либо в технике мозаики, либо живописными приемами.
В куполе изображается Христос Пантократор (греч. παντοκράτωρ – вседержитель, всевластитель). Обычно это поясное (ил. 13 и 14), порою полное (ил. 15) изображение Христа, правой рукой он благословляет, в левой держит евангелие.
Ил. 13. Система росписи крестово-купольного храма
Монастырь Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки) в Греции. Нач. XI в. Мозаика.
Ил. 14. Христос-Пантократор в куполе монастыря Осиос Лукас (Греция). Нач. XI в. Мозаика.
Ил. 15. Роспись купола в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря (Псков). XII в.
По словам константинопольского патриарха св. Фотия (ок. 820–896 гг.), «Он [Христос] как бы обозревает землю, обдумывая ее устройство и управление ею». Эти слова патриарх произнес при освящении одного из первых константинопольских храмов с новой системой росписи. Далее Фотий продолжал: «В парусах множество Ангелов составляют стражу своего Царя. В апсиде над престолом сияет Божия Матерь, воздевая за нас Свои пречистые руки как Заступница. Сонм Апостолов и мучеников, пророков и праотцев, в своих образах, наполняет и украшает весь храм»[3].
В развитом виде эта система несколько расширилась и обрела окончательное звучание. «Стража» из ангелов переместилась в купол, она окружила Христа Пантократора (см. ил. 13 и 15).
Ниже, простенки между окнами в барабане, заняли изображения пророков, предсказавших приход Христа, и апостолов – глашатаев Его учения (см. ил. 13 и 15).
Еще ниже, в четырех парусах, представлены четыре «столпа» евангельского учения – авторы четырех Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн (см. ил. 15). Они предстают в облике людей или своих символов: символ Марка – лев, символ Луки – бык, Иоанна – орел, но Матфей всегда представлен в образе человека.
Ниже – конха апсиды, в ней – Богоматерь: либо восседающая на троне с младенцем Христом на руках (ил. 16), либо Оранта (греч. оuραητα, лат. оranta – молящая), представленная в рост, с распростертыми в молитве руками (ил. 17).