Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 4
В результате в храмовом строительстве VIII – сер. IX в. начинают преобладать так называемые крестово-купольные композиции. Пространственное решение таких храмов компактное и простое (ил. 7).
Ил. 7. Крестово-купольный храм
1. План. 2. Пространственное решение
Вход расположен традиционно с западной стороны. Сооружение имеет квадратный план (ил. 7.1). Четыре столба, мощных, крещатых (к каждой стороне приставлена лопатка), намечают в плане равноконечный (греческий) крест. Рукава креста ориентированы по сторонам света и перекрыты цилиндрическими сводами (ил. 7.2). В результате в пространстве интерьера реально представлен сакральный в христианстве образ креста. С восточной стороны примыкает трехапсидный алтарь. Центральную часть храма, т. е. средокрестие, перекрывает купол, установленный на круглом барабане (ил. 7.2), прорезанном немногими окнами (на чертеже не показаны). Переход от круглого барабана к опорам-столбам осуществляется при помощи треугольных парусов (ил. 7.2). С северной, западной и южной сторон во втором ярусе располагается галерея, получившая название «хоры».
В результате интерьер храма – пространственный крест с куполом над средокрестием; угловые пространства вспомогательные. Это и есть крестово-купольная композиция. Она станет образцом храмовой архитектуры для всего византийского зодчества на многие века.
В кон. IX–X в. в крестово-купольной композиции, наряду с подкупольными опорами-столбами, которые намечали рукава пространственного креста, в ряде случаев в той же роли стали появляться мраморные колонны (ил. 8), полированные, часто белые с прожилками.
Ил. 8. Храмы с колоннами
1. Церковь Святых Апостолов Солакиса или Агии Апостоли (греч. Ναός Αγίων Αποστόλων Σολάκη) (Афины). Интерьер. X в. 2. Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Стамбуле. XII(?) в.
Колонны, эта излюбленная античная форма, вновь обретают значение важнейшего конструктивного и композиционного элемента; внутреннее пространство храма становится более обозримым. Но с подобными опорами оказались не совместимы хоры, которые ранее окружали центральное подкупольное пространство с севера, запада и юга. В храмах с колоннами хоры сооружают только с западной стороны.
В таком храме все архитектурные формы сосредоточены вверху. Благодаря множеству окон интерьер залит светом. Т. е. с появлением колонн интерьер становится прозрачным, наполненным светом и воздухом. Вошедший в храм поначалу погружается в особую атмосферу светлого и легкого внутреннего пространства, затем поневоле взгляд устремляется к средоточию архитектурных элементов, фактически он естественно устремляется к Горней части храмовой интерпретации мироздания.