Размер шрифта
-
+

Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 3

Контрофорсы (франц. contre-force – противодействующая сила) – каменная конструкция для погашения силы распора.

Центральный неф храма с юга, запада и севера огибают два яруса обходных галерей (по аналогии с боковыми галереями в базиликах). В них арочные проемы, колонны, перегородки образуют соразмерные человеку анфилады и залы (ил. 4). По сравнению с этими залами центральное пространство с распростертым над ним куполом представляется неземным, нереальным.


Ил. 4. Собор Святой Софии Константинопольской. Обходная галерея во втором ярусе бокового нефа


В этом гигантском архитектурном сооружении повсеместно фиксируется стремление исключить все материальное. Подкупольные столбы Святой Софии сложены из блоков известняка и очень массивные, но в интерьере мощь этих опор совсем не ощущается: их могучая «плоть» исчезает под покрывающими эти столбы цветными мраморными плитами – гладкими, светлыми, отражающими потоки света. Стены кажутся тонкими перегородками, прорезанными частыми аркадами и окнами. В капителях колонн Святой Софии, отнюдь, не «сочные» аканты или волюты античного мира, – их покрывает плоскостной резной орнамент (ил. 5).


Ил. 5. Собор Святой Софии Константинопольской. Капители колонн


Позднее во внутреннем убранстве храма появятся драгоценные мозаики (ил. 6), и в мозаичных фигурах также акцентировался дух, но не плоть. Мозаики Святой Софии – исключительное явление мирового искусства.


Ил. 6. Собор Святой Софии Константинопольской. Мозаичное изображение Богоматери. Нач. IX в.


Когда-то в Святой Софии в окнах были цветные витражи с христианскими мотивами, они торжественно и красочно преобразовывали пространство собора. О них мы знаем из литературных источников.

Замечательным украшением собора стали бронзовые двери (840 г.) со створками, украшенными гравированными крестами и орнаментами.

Итак, интерьер Святой Софии – с устремленным ввысь пространством, с парящим «невесомым» куполом, заключенным в «бесплотную» архитектурную оболочку, залитый светом, сияющий, искрящийся – являл собой всю полноту Божественного мира. Это уже не путь к Богу (что символизировал интерьер раннехристианских базилик), это космос, сотворенный и освещаемый Богом. Света так много, что можно сказать: Святая София – это храм Бога, Его божественного сияния.

Аналогов собора Святой Софии Константинопольской мировое зодчество не знало. Сооружением этого храма был обозначен путь дальнейшего развития византийской архитектуры с доминирующей идеей купольного храма.

Крестово-купольные храмы

Устройство

Еще в V в. в византийском городе Фессалоники была построена церковь Святого Давида – небольшая, компактная, с куполом над центральной частью; от центра в четыре стороны отходили рукава, уподобляя пространство церкви своего рода кресту, увенчанному куполом. Но тогда и долгое время спустя подобные купольные постройки оставались провинциальным явлением. Однако именно

Страница 3