Этический критерий человека - стр. 23
Не стоит перескакивать экзистенциальную идентичность, которой является каждый из нас, потому что это – путь, который устанавливает нам жизнь. И не важно, существует ли эта реальность благодаря вечному закону, гению жизни, эволюции или божественному промыслу. Если мы верны самовыстраиванию по проекции импульса онто Ин-се[25], то мы связаны с тем, что вечно. Будучи преданными собственному проекту (собственному онто Ин-се), мы становимся операторами изнутри.
Не существует души прежде, которая затем должна научиться выбирать. С того момента, как каждый из нас есть душа, он должен стать феноменологией согласно внутренней сущности его души, внутренней сущности природной идентичности, образующей человеческое существо во вселенной. Если это образование создано богом, мы уже внутри бога, потому что действуем в соответствии с установленным им проектом. Помимо того, что мы уже пребываем внутри бога, будучи верными этой внутренней сущности, мы достигаем его представая явными. Приступая к проекту, архитектор ждет от него реализации и успеха. Это взаимное и сокровенное удовольствие: и дом прекрасен (архитектура триумфальна, приятна, функциональна), и архитектор ликует.
Онтопсихология – это ответственная и рациональная позиция человека здесь и сейчас: проживать с точной пропорцией воплощение своего онто Ин-се во всех встречаемых в окружающей среде деталях (от принятия душа до денежных вопросов, одежды, учебы, затруднений, монитора отклонения), поскольку все может стать проблемой, разрешение которой позволяет достичь радости.
Неважно знать, что будет потом. Проблема заключается в том, чтобы знать, что есть сейчас. Если мы хотим угадать будущее, то должны сосредоточиться на том, чтобы во всей полноте прожить здесь и сейчас, потому что настоящее определяет все последующее, связывает или высвобождает будущее.
Например, нетрудно заметить психологическое противоречие, в котором живут люди. Все несутся вперед с надеждой, возлагаемой на завтрашний день, время проходит, и в конце концов человек приходит к противоречию: «Прошло столько лет!». И девяностолетний старик сломя голову несется к будущему, а потом раздражается, потому что вот-вот умрет. Существует противоречие: яростное стремление к будущему и боль утраты прошлого. Время от времени в нашей индивидуальной романтике (когда мы вновь просматриваем фотографии или мысленно возвращаемся к определенным моментам нашей жизни – к периоду детства, студенческим годам и т. д.), мы обращаемся назад к пережитому нами времени, ностальгически любим и ищем его. Но когда мы были в том времени, мы его теряли.