Размер шрифта
-
+

Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы - стр. 8

. Эти трансформации служат результатом стремления профессиональных художников ассимилировать, «захватить» формальные коды и логику аутсайдерского искусства, а не желанием художников-аутсайдеров подражать профессионалам (как это может показаться на первый взгляд).

В другом профессиональном и полном сетевом энциклопедическом справочнике Encyclopedia of Religion вопросу аутсайдерского искусства посвящена объемная статья «Визуальная культура и религия: аутсайдерское искусство» (2005) автора Нормана Дж. Жирардо[34].

В данной энциклопедической статье аутсайдерское искусство описывается через оппозицию, как что-то, находящееся за пределами «классического», «канонического», «высокого искусства». Те, кто игнорировал этот доминирующий дискурс искусства, были обозначены как представители современного народного искусства, искусства самоучек (self-taught), или аутсайдерского искусства. Как указывает автор статьи, аутсайдерское искусство не имеет точно определяемой стилистической традиции и не является направлением в искусстве в академическом смысле этого слова. Главным фактором, определяющим это направление, в данной статье называется собственно характер творчества таких людей и их периферийное положение по отношению к элитарной культуре и мейнстриму искусства[35].

Также указывается, что маргинальность во многом определена различными психологическими (ментальной или физической недееспособностью, визионерским опытом и т. д.) или социальными факторами (этнические, расовые, демографические, экономические, классовые, возрастные, образовательные)[36].

Как и статья в «Британнике», Норман Дж. Жирардо отсылает нас к автору термина Роджеру Кардиналу, упоминая, что понятие «аутсайдерское искусство» является приблизительным переводом термина «ар брют», введенного Жаном Дюбюффе. Но, дополняя классический круг авторов, называемых Родезом в словарной статье (со ссылкой на исследование Джона Бердсли «Сады Откровения: пространство художников-визионеров» (1995)), в понятие «аутсайдерское искусство» Жирардо включает также наивное и народное искусство, творчество бездомных и заключенных, афроамериканцев и американцев испанского происхождения и ряда других категорий индивидов, творивших, следуя своим собственным идеям в использовании методов и материалов[37]. Не менее важны для Жирардо и связи аутсайдерского искусства и религиозного опыта, и практики использования традиционных и нетрадиционных религиозных образов, и стремление к построению альтернативных и часто странных миров[38].

В статье Жирардо отмечен более широкий круг источников, нежели в «Британнике», и приводятся философские и эстетические аспекты аутсайдерского искусства. Творцы-аутсайдеры могут использовать в своем творчестве фрагменты мейнстримного искусства, но очень редко это делается сознательно или иронически (в этой характеристике дана ссылка на тексты статьи Тессо Де Карло «Аутсайдерские биографии против Искусства аутсайдеров» (2002) и Шарля Русселя «Самодеятельное искусство: культура и эстетика американского народного искусства» (2001))

Страница 8