Размер шрифта
-
+

Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы - стр. 9

. В своем искусстве художники-аутсайдеры стремятся сообщить скрытые страсти и намерения, что-то глубоко личное и подавленное, не проявленное в реальности. Давая некоторые определения, автор словарной статьи используют такие дефиниции аутсайдерского искусства, как «визионерское», «духовное», «экстазическое», «ранее скрытое», «религиозное»[40].

В статье «Визуальная культура и религия: аутсайдерское искусство» отмечаются также и причины формирования аутсайдерского искусства: открытие примитивной культуры, развитие в конце XIX века таких наук, как психология и психиатрия, антропология, исследования фольклора и религии, влияние примитивизма как направления, разрывающего с классической традицией и проявляющегося в творчестве Поля Гогена, Анри Руссо, Пабло Пикассо и Пауля Клее, возникновение таких течений, как сюрреализм и дада[41]. Как и «Британника», «Энциклопедия религий» описывает влияние на формирование аутсайдерского искусства, оказываемое так называемым психотическим искусством, и изданий, опубликованных в начале 1920-х годов, искусством ар брюта и деятельностью Жана Дюбюффе.

Важно, что Жирардо в статье выделяет и институциональную историю аутсайдерского искусства в США. Интерес к этому феномену нарастает, по мере того как все более эстетически значимые и индивидуальные произведения показываются на ранних выставках наивного и примитивного народного искусства в 1940-х и 1950-х годах. Рост интереса стимулировала и деятельность Музея американского народного искусства в Нью-Йорке. В 1980-е некоторые арт-дилеры начинают заниматься этими «маргинальными» феноменами, в частности европейским ар брютом и наиболее знаковыми американскими художниками аутсайдерского искусства[42].

Важной проблемой выявления смысловых границ понятия «аутсайдерское искусство» стало его совпадение, синонимичность с рядом других феноменов. В анализируемых ранее источниках наиболее часты связи с термином «ар брют». В тех случаях, когда не происходит смешение понятий «аутсайдерское искусство» и «ар брют», мы наблюдаем совпадение этапов формирования данных феноменов: деятельность Ханса Принцхорна, его коллекцию и книгу «Искусство душевнобольных».

Для американской традиции бытования понятия «аутсайдерское искусство» характерна связь с такими категориями, как «народное искусство», «современное народное искусство» и «искусство самоучек» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство», «интуитивное искусство» (Intuitive Art, устойчивого перевода нет), «любительское искусство» (Vernacular art,

Страница 9