Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы - стр. 10
Информационный портал Detourart, посвященный различным феноменам аутсайдерского искусства, дает следующие определения ряду упоминаемых ранее понятий[43]. Так, например, категории «любительский энвайронмент», «визионерский энвайронмент», «народный энвайронмент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments) описываются как средовые объекты: дома, парки, сады, которые построены художниками аутсайдерами или визионерами. Но при этом постройки являются объектами, более интегрированными в мейнстрим[44]. Понятия «народное искусство», «современное народное искусство» – то, что создается художниками-самоучками (self-thought artists) (как отмечается, это понятие пересекается с термином «аутсайдерское искусство»). Изначально этот термин относился к ремеслам и созданию утилитарных объектов. Современное его значение расширено и включает также и менее утилитарные объекты[45]. Термины «визионерское искусство» (Visionary Art) и «интуитивное искусство» (Intuitive Art) интерпретируется как разновидность аутсайдерского искусства. Художники визионерского или интуитивного искусства имеют опыт видений, или божественных откровений, которые влияют на их искусство.
Таким образом, в ходе анализа понятийных границ термина «аутсайдерское искусство» на основе указанных источников выявлена его смежность, а часто полное понятийное совпадение с такими терминами, как Art Brut (ар брют), в англоязычных источниках мы часто можем увидеть вариант смыслового совпадения с понятиями Raw Art, «народное искусство», «современное народное искусство» (Folk Art, Contemporary Folk Art), «искусство самоучек» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство» (Visionary Art), «интуитивное искусство» (Intuitive Art), «любительский энвайронмент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments, устойчивых переводов понятий нет). Конкретизируя выводы, мы отмечаем, что для американского понятийного контекста характерно полное слияние всех указанных терминов. Европейские словари и справочники (в том числе русскоязычные) не используют такой широкий круг понятий, обычно ограничиваясь терминами «наивное искусство», «аутсайдерское искусство», «ар брют».
Глава 1. Дискурс искусства аутсайдеров в отечественной культуре
1.1. Исследования Павла Карпова и дискурс психопатологической экспрессии в 1920-е годы
В первое время после революции 1917 года теория и практика пролетарского искусства смыкается с вопросами изучения творчества душевнобольных и «психотического искусства». Перестройка всех сфер жизни, от управления и политического строя до структуры семьи, в новой советской России привела также к кардинальному переосмыслению сферы искусства и художественного творчества. Вслед за изменениями в художественном образовании в 1921 году была организована Государственная академия художественных наук (ГАХН)