Размер шрифта
-
+

Золотые купола над Парижем - стр. 12

1 апреля 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Преосвященным митрополиту Сурожскому Антонию, архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Симону, архиепископу Корсунскому Иннокентию, епископу Команскому Гавриилу, временно управляющему Архиепископией Русских Православных церквей в Западной Европе, епископу Женевскому и Западно-Европейскому Амвросию (РПЦЗ), а также всем православным приходам русской традиции в Западной Европе письмо, в котором содержалось предложение образовать в Западной Европе единую автономную митрополию на основе Архиепископии, Московского патриархата и РПЦЗ. Он мог бы состоять из нескольких епархий и включать в себя все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него. Также он мог бы иметь право самоуправления и избрания предстоятеля собором иерархов, клириков и мирян округа на основе устава, который предложено было разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах. До принятия устава и выборов предстоятеля попечение о новоучреждаемой церковной структуре было предложено Преосвященному митрополиту Сурожскому Антонию.

Предложение Патриарха было весьма достойным, тем более что ни о каком «подавлении» особенностей эмигрантских структур – традиции служения на местных языках, владения собственностью – не упоминалось. Алексий II предложил план создания полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все ветви Русской церкви под формальным руководством Московской патриархии с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем. Напомню, что такой автокефалией, полученной в 1970 году от Москвы, обладает ПЦА (Православная Церковь Америки).

Иерархи, перечисленные в письме, имели непосредственное отношение к трем ветвям Церкви: Русская Православная Церковь Московского патриархата, Русская Православная Церковь Заграницей и экзархат Константинопольского Патриархата (с центром в Париже и собором св. Александра Невского).

Последовавшие переговоры привели в результате к подписанию в 2007 году исторического «Акта» с РПЦЗ, а вот с Экзархатом все вышло не так, как писал митрополит Евлогий. По прошествии 10 лет после этих событий, можно констатировать, что Архиепископия, оставшись в изоляции, с трудом сохраняет память и следует традиции своего великого духовно-богословского прошлого. Ее знаменитый Свято-Сергиевский богословский институт, сердце и кровь высших интеллектуальных умов русской мысли, сумевших в изгнании стать «в послании», сохранить живую церковь и создать «Парижскую школу», постепенно теряет свое предназначение… Храмы, построенные эмиграцией в 20–30 гг. XX века, расписанные известными мастерами, ветшают и закрываются. Не буду перечислять всех бед, личных трагедий и даже гонений на священников и мирян Архиепископии Русских Православных церквей в Западной Европе (КП), последовавших после этого послания Патриарха.

Страница 12