Золотые купола над Парижем - стр. 15
Сегодня видно, что первоочередная задача, которая стояла перед Архиепископией в отношении русской эмиграции, ею больше не выполняется.
Что касается реализации решений Московского Собора 1917-1918-гг., можно констатировать, что и здесь ситуация пришла в упадок. В Архиепископии кое-кто до сих пор придаёт большое значение тому, что миряне будто бы участвуют в жизни Церкви. Но внешность обманчива.<…> К тому же эти православные люди (прихожане Экзархата) думают, что Архиепископия, отрезанная от своих корней, идёт в никуда и уже не способна на истинное свидетельство о православной вере. Наоборот, в силу своей замкнутой обособленности она рискует потонуть в сектантстве, как это уже произошло с другими структурами, отрезанными от своих корней.
<…> Судьба Экзархата Вселенского Патриархата показывает, что он был верен своему призванию с начала своего существования до не столь давнего прошлого. Но условия его существования коренным образом изменились вследствие распада Советского Союза и наплыва новых эмигрантов из восточной Европы, и новой России. Он больше не является центральной православной структурой в Западной Европе и не может выступать от имени православного мира. Перемены, произошедшие после распада СССР и падения коммунизма, оказали сильное влияние на Экзархат, который погрузился в глубокий кризис, силы его поубавились. <….>»[7]
Постепенно Дарю замкнулся, превратился в некий остров, «вид на жительство» предоставлялся не всем и, как пишет С. Ребиндер, «болезненность конфликтов и подозрительность постоянно выливались даже на простых прихожан, которые делились на «своих и чужих».
Вот собственно краткий обзор событий, результаты которых застал в 2007 году Святейший Патриарх Алексий, приехавший во Францию и обратившейся к Президенту Саркози с просьбой о строительстве собора для Корсунской епархии. Забегая вперед, могу только добавить, что на протяжении всех 10 лет подготовки и строительства Троицкого Собора, недоброжелательная полемика велась и обострялась не только со стороны некоторой части французского общества и СМИ, но протестные петиции составлялись и русскими, далекими от Православия, а также членами Архиепископии.
III
«Святой подвал» – колыбель Корсунской епархии
В XIX веке Российская империя возвела большие парадные православные соборы на Лазурном берегу, в Париже, на Атлантическом побережье в Биаррице, а также в Германии, Прибалтике, Финляндии, Италии и Швейцарии. Архитектурный стиль, внутреннее убранство и необычайной красоты росписи стилистическим эхом повторяют грандиозные по своему великолепию храмы, построенные в России (храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве).