Размер шрифта
-
+

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (7–8 классы) - стр. 28

В 13–14 открывается новая экзистенциальная тема – тема 4 ФМ. Это вопрос о будущем. Ее поднимают сначала взрослые (эта динамика переноса активности от взрослого к ребенку хорошо описана в периодизации субъективности В.И. Слободчикова): «Кем ты хочешь быть? Идешь в колледж или остаешься в средней школе? Стоит ли выбирать те или иные школьные предметы, нужны ли они для поступления в вуз?» Открывающаяся тема более широкого жизненного (и смыслового) контекста (4 ФМ) на фоне совсем не окончательного еще решения задач 3 ФМ («Кто я? Чего я хочу? На что имею право?») приводит к парадоксальному феномену – под угрозой оказывается все, что было «наработано» ранее: происходит отрицание ценностей, под сомнение ставятся отношения, дружба, любовь. Самосознание (по теории развития мышления Ж. Пиаже к 14 годам окончательно складывается стадия формальных операций) открывает новую способность – все рассматривать под разными углами зрения, таким образом меняется смысл прежних опытов жизни. Появляется биография – переосмысление предыдущих возрастов своей жизни: подросток уже не сознает себя через те облик и образ жизни, которые ему привычны, но при этом понимает, что со стороны он воспринимается по-прежнему через них. Теперь он снова задается вопросом «Кто я?», уже ставя под сомнение представление о том, что значит вообще «знать». Так, через сомнения и поиски себя делается еще один шаг к свободе. Большие долгосрочные цели только позже, через несколько лет, станут экзистенциальной темой для подростка. Стремление к переживанию свободы откроет новые задачи. Пока – только первые, но такие яркие инсайты. Вот описание одного из них (из монографии Шарлотты Бюлер):

«Я встал, потянулся и, встав на колени, посмотрел в окно на кроны деревьев. В этот момент я ощутил себя. Казалось, все отделилось от меня, и я вдруг остался один. Удивительное чувство – чувство парения. И тут же возник удивительный вопрос к самому себе: Ты – Руди Делиус? Ты – тот самый, которого так называют друзья? Тот, которого в школе называют этим конкретным именем и ставят конкретные оценки? Ты – тот самый? Второе Я во мне явилось моему другому Я, которое здесь же вполне объективно проявлялось моим именем. Это было почти физическое отторжение, отделение ото всего, что меня окружало, с чем до сих пор я чувствовал себя неразрывно. Я неожиданно ощутил себя одним-единственным, выделившимся изо всего… Я понял, что что-то навсегда значительное произошло со мной, внутри меня… В один момент старая природа кровных связей утеряла смысл: понятия “отец”, “брат”. И родина со всей ее сцепляющей силой и властью “отпала”, лежала где-то рядом, как смененная кожа. Я во мне было свободно, раскрепощено, отпущено, оно парило и было безответственно, уникально, ценно в своей неповторимости, миру недоступно и нерушимо. Такое переживание своего Я – это как второе рождение» (

Страница 28