Размер шрифта
-
+

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (7–8 классы) - стр. 30

Признаки хорошего разговора

Полноценный диалог еще в начале XX века получил имя Встреча. Встречу людей (и человека с любым предметом, явлением, аспектом мира) замечательно описали философы М. Бубер, М.М. Бахтин, Э. Левинас. Изучалась она и в психологии (в логотерапии Франкла и клиент-центрированном подходе Роджерса). Попытки «оцифровать» ее, разложить на шаги и аспекты встречаются в гештальт-терапии, гуманистической психологии, экзистенциальном анализе. Обобщим кратко те пункты, касающиеся Встречи (хорошего разговора), которые выделяют перечисленные подходы.

1. Неравноправный характер. Встреча ребенка и взрослого – всегда неравноправный диалог: взрослый может предоставить себя в распоряжение ребенка, но не наоборот[1]. «Я здесь для решения твоих проблем, свои же я решаю в диалоге с другими, взрослыми людьми», – таково послание взрослого. Возможно ли это? Да, если взрослый действительно является Взрослым, то есть личностью, достигшей определенной степени саморефлексии и автономии. Это не так просто – блестяще рассуждает М.М. Бахтин в работе «К философии поступка» (Бахтин, 2002), введя понятие «абсолютное-себя-исключение» как условие истинной Встречи. Исключает себя взрослый (старший), убирает на время свои проблемы и нужды, освобождая место для Другого с его нуждами и проблемами, исключает Собственное, оставаясь при этом полностью включенным.

2. Полная включенность. В экзистенциально-аналитическом подходе мы вслед за Левинасом называем это Присутствием (Левинас, 2007), а гештальт-терапевты, специально детально исследовавшие этот процессуальный аспект отношений, – full contact (полноценный, зрелый контакт) (Рабин, 2008). Интенционально настраиваться и всерьез относиться к тому, что и как говорит собеседник, так же серьезно относиться к впечатлению, которое оставляют его разговор и манера предъявлять содержания, серьезно отнестись к самим содержаниям, не отделяя их от контекста, – все это восходит к феноменологическому восприятию сущностного (Кривцова, 2012). Встречи не происходят «под телевизор» или вполоборота от монитора компьютера. «Я здесь весь для тебя, как целостное существо, и впитываю то, что ты показываешь: и когнитивно, и эмоционально, и даже физически».

3. Уважительное внимание. Дистанция – признак уважительной установки – оставляет собеседнику место для выражения чувств, мнений. Уважительно слушать – значит давать договорить, разрешить быть рассерженным и недовольным, спрашивать мнения, не давить, принимать отказы. Уважительное внимание к ребенку индуцирует ощущение им собственных границ (именно это чувство затем станет основой достоинства), интереса к себе и собственной ценности (самоценности). Маленькие знаки внимания со стороны взрослого для него означают: меня заметили, выделили из массы. На мне остановился чей-то взгляд – значит, я интересен. Он видит меня. На что он обратил уважительное внимание? На чувства? Значит, то, что я что-то могу чувствовать, – важно. На мое самочувствие? Значит, здоровье будет важной темой и для меня. Если мне позволяют рассказывать не все, оставить что-то для себя, в интимном. Значит, это интимное имеет право на существование и должно и мною самим уважаться. Так взрослые формируют «психическое тело» ребенка: самостью становится только то, что увидели взрослые. А. Лэнгле в одной публичной лекции сказал: «Мы должны иногда смотреть на наших детей, чтобы осознать: собственно говоря, это чудо, если у ребенка есть

Страница 30