Размер шрифта
-
+

Здесь. Философия данности - стр. 39

Лекция первая. Данность

Первую лекцию о философии Льва Шестова мы должны посвятить двум вопросам. Во-первых, надо понять предлагаемое объяснение наследия философа. Для этого важно объяснить, что такое образы философии. Во-вторых, поскольку лекция эта первая, мы ставим себе задачу рассказать о центральном для философии Льва Шестова понятии – данности. Имея в виду эти два вопроса, мы и начнем. Однако перед этим мы вынуждены сделать небольшое отступление.

Философия Шестова, как она предстает в нашей трактовке, была названа философией очевидности. Мы вполне допускаем, что это название введет некоторых слушателей в замешательство. Ведь мало того, что под именем философии очевидности выступал философ, ничем не похожий на Шестова, но и сам Шестов выступал против самоочевидностей. Затруднение это понятно и решать его здесь, как нам кажется, не место. Только после того, как мы познакомимся с предложенной трактовкой Шестова, мы сможем обсудить, что же означает философия очевидности в применении к Шестову.

Учитывая это замечание, приступаем.


* * *


Как принято смотреть на идеи великих философов? Искать в них систему. Философ от своего первого и до последнего произведения развивал определенную систему мыслей, все больше углубляя идеи, ставшие для него основными, уточняя формулировки. Задача же потомков – свести весь путь, который проделала мысль философа, к более или менее полной и четкой системе. Применим ли подобный подход к философскому наследию Льва Шестова? Нет.

Прежде всего, сам Шестов не стремился к тому, чтобы создать законченную философию. В его произведениях невозможно отыскать хотя бы тезисного обобщения основных идей и выводов. Объясняется это, скорее всего тем, что Шестов не ставил перед собой подобной задачи – создать систему. Философ хотел показать лишь то, что возможна философия до этого невиданная, которая стоит в стороне от главных направлений человеческой мысли. Другими словами, Шестов хотел показать образы философии, которые, по его мнению, и не могли быть сведены к системе.

В то же время, и сам Шестов, в своих произведениях не старался описывать философские концепции. Конечно, основной метод, которым он пользовался, чтобы донести свои мысли, это изложение мыслей великих представителей философии. Но в произведениях своих предшественников Шестов не искал законченных идей, а искал все те же образы философии.

Так или иначе, когда мы смотрим на философию Шестова, то упираемся в образы. Что же это такое? Представим себе, что философ стремится отыскать ответы на все сложные вопросы о мире и человеке. Для этого он развивает определенные идеи. Так мы и понимаем его творчество. А что если смотреть на философские системы как на отработанный материал, среди которого появляются то там, то здесь крупицы истины? Эти-то крупицы и есть образы.

Страница 39